Публикуем
Послание Архиепископа Екатеринбургского и
Верхотурского Викентия к 90-летию обретения
чудотворного образа Божией Матери
"Державная" и крестного хода с этим образом
по всем приходам и монастырям Екатеринбургской
епархии.
Боготочная звезда явися нам, Владычице, честная
Твоя икона Державная,
страну Российскую всю обтекающая и лучами чудес
Твоих осиявающая всех
блуждающих по морю страстнаго жития, мрак
печалей и мглу всяческих недуг
и скорбей прогоняющая и наставляющая на путь
спасения с верою к Тебе
притекающих и вопиющих Богу: Аллилуиа!
Кондак 5 Акафиста иконе Божией Матери
"Державная"
…вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не
дано, ибо кто имеет,
тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у
того отнимется и то, что имеет;
потому говорю им притчами, что они видя не видят,
и слыша не слышат, и не
разумеют; и сбывается над ними пророчество Исаии,
которое говорит: слухом
услышите -- и не уразумеете, и глазами смотреть
будете -- и не увидите, ибо огрубело сердце людей
сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои
сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами,
и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я
исцелил их.
(Мф.13,11-15)
Дорогие братья и сестры!
Ныне стремимся мы с усердием и покаянием пройти
дни Великого поста. И именно на эти дни выпадает
знаменательная дата, исполненная для нас
одновременно и радости, и печали. 15 марта
исполняется 90 лет обретения чудотворного образа
Божией Матери "Державная".
Многие слышали об этой иконе явленной
народу Божию в самом начале братоубийственной
смуты и гражданской войны, в день отречения от
Российского престола святого страстотерпца Царя
Николая Второго. Матерь Божия ясно дала понять
всем верным чадам своими в этот день и
последующие десятилетия, отмеченным
многочисленными чудесами, исходящими от иконы Ее
"Державной", что Она не оставила
Православную Россию, что Она всегда готова нас
утешить, ободрить, даровать свою милость верой
молящимся Ей.
Однако мы должны со всей ясностью осознавать и
то, что 90 лет назад наши предки так же в дни
Великого поста, на его третье седмице, перед
Неделей Крестопоклонной, совершили страшное
преступление - изменили своему Государю,
повергли свое Отечество в братоубийственную,
кровавую смуту, которая трагически коснулась
каждой семьи. Затем последовали убийства святых
Царственных Страстотерпцев и тысяч
Новомучеников, гонение на Церковь, разрушение
могущественной державы. По большому счету от
этих бед Россия не оправилась по сей день.
Сегодня, в связи с 90-летием событий 1917 года
политики и ученые, деятели культуры и журналисты
начали многочисленные дискуссии о том, почему
произошел Февральский переворот, кто его
готовил, чьи действия привели именно к такому
развитию событий.
Но во всех этих спорах, к сожалению, видно только
одно: найти человека или группу людей, на которых
и возложить ответственность за происшедшее.
Каждый отстаивает свое мнение, свои взгляды.
Поистине видим мы горькую иллюстрацию к словам
апостольским: "Душевный человек не принимает
того, что от Духа Божия, потому что он почитает
это безумием; и не может разуметь, потому что о
сем надобно судить духовно." (1 Кор. 2,14) За
выяснением интересов и позиций отдельных
общественных деятелей, партий и социальных групп
забывается нравственная сторона происшедшего. А
она не просто важна, она имеет решающее значение.
Именно так, с нравственной, с православной точки
зрения оценивал события святой Царь
Страстотерпец Николай II. На страницах его
дневника мы не найдем осуждения конкретных
людей, предавших его. Но там есть краткая
нравственная оценка ситуации "Кругом измена и
трусость и обман". Сегодня на Государя вновь
изливается тот же - если не больший! - поток
обвинений, клеветы и осуждения, что и в
февральские дни 1917 года. А ведь его мужество и
твердость тогда признавали и враги!
Журналист-большевик Михаил Кольцов, будущий
редактор "Огонька" и "Крокодила", на
страницах которых потом громилась Церковь, тем
не менее писал в 1927 году в своей книге
"Отречение Николая II": "Где тряпка? Где
сосулька? Где слабовольное ничтожество? В
перепуганной толпе защитников трона мы видим
только одного верного себе человека - самого
Николая. Нет сомнения, единственным человеком,
пытавшимся упорствовать в сохранении
монархического режима, был сам монарх. Спасал,
отстаивал Царя один Царь. Не он погубил, его
погубили." Другое свидетельство мы находим в
мемуарах Льва Троцкого: "Среди командного
состава не нашлось никого, кто вступился бы за
своего царя. Все торопились пересесть на корабль
революции в твердом расчете найти там уютные
каюты… Каждый спасался как мог."
Ныне об этих словах забывают и легко повторяют ту
клевету на Царскую семью, которая десятилетиями
насаждалась при безбожной власти.
Святой Царь Страстотерпец исполнил то, чего от
него требовали все окружающие - командующие
фронтами, депутаты Государственной Думы, даже
Великие Князья. При этом он исполнял завет
евангельский: "Нет больше той любви, как если
кто положит душу свою за друзей своих." (Ин.15, 13).
Он принес себя в жертву в надежде успокоения
политических страстей, ради обеспечения
единства народа и во имя спасения России.
Отречение и последующая гибель Императора
Николая II и его Семьи были духовным итогом всей
жизни и деятельности последнего Самодержца
Всероссийского и была духовно неизбежна ввиду
нравственного выбора, который он сделал в начале
своего царствования и которому был верен всю
жизнь: верность Христу, России и долгу царского
служения. При этом Государь не оговаривал
условий своего содержания, обеспечения, охраны,
освобождения от возможного судебного
преследования. Он заботился о преемственности
власти, назначил нового Верховного
Главнокомандующего, обратился к войскам с
последним приказом, в котором призывал исполнять
свой долг, защищать доблестно великую Родину и
помнить, что "всякое ослабление порядка службы
только на руку врагу". А ведь именно это
всеобщее ослабление порядка служения и
происходило тогда! И это приказ предавшие Царя не
решились объявить войскам.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский писал:
"Царь у нас праведной и благочестивой жизни.
Богом послан ему тяжелый крест страданий, как
своему избраннику и любимому чаду, как сказано
тайновидцем судеб Божиих: "Кого Я люблю, тех
обличаю и наказываю" (Откр. 3, 19). Если не будет
покаяния у русского народа, конец мира близок.
Бог отнимет у него благочестивого Царя и пошлет
бич в лице нечестивых, жестоких, самозваных
правителей, которые зальют всю землю кровью и
слезами. "
Это горькое пророчество великого молитвенника
за землю Русскую сбылось. Но создается
впечатление, что многие и многие до сих пор не
осознали, что именно нравственное падение было
главное причиной успеха переворота. Именно это
нравственное падение продолжалось в последующие
месяцы и годы, захватывая и губя души миллионов
наших предков. Поэтому, когда иногда отмечают то,
что сегодняшняя ситуация в нашем Отечестве очень
похожа на ту, которая сложилась тогда, создается
впечатление, что февраль 1917 года продолжается в
умах наших соотечественников и почти век спустя!
Его Святейшество, Святейший Патриарх Московский
и всея Руси Алексий II отечески наставляет нас:
"Духовная мудрость человека определяется его
отношением к тем несчастьям, которые постигают
его самого, его народ, Родину. Она измеряется тем,
в какой степени мы готовы принять, осознать и,
если хотите, оправдать те страдания, которые
постигают всех нас. Распознать в них не какую-то
случайность, а крест, тяжелый крест, через
который человек и должен обновиться, прийти к
спасению."
Именно на этом покаянном пути возвращения к
идеалу Святой Руси лежит спасение наше и
спасение России. Мы призваны вернуться на веки
вечные к тем славным многополезным традициям
наших благочестивых предков, когда и предержащие
власти, и рядовые граждане стремятся каждодневно
сверять дела свои с заповедями Божиими.
Дорогие братья и сестры! Всякий из нас, кому
дорога Россия, должен вспомнить, осознать и
применить лично к себе слова апостольские,
которые особенно важны для нас в эти дни Великого
поста: "Если говорим, что не имеем греха, -
обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если
исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и
праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от
всякой неправды." (1 Ин. 1, 8-9)
И на этом пути мы имеем Славную Путеводительницу,
Взбранную Воеводу - Матерь Божию, которая
неустанно предстоит престолу Сына Своего,
Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Она
выступает ходатицей о мире всего мира, о спасении
каждой души, ищущей спасения и Ее заступничества.
Она милует и защищает всех, прибегающих к ее
покрову. И ярким примером ее материнского
попечения православных людях является история
обретения иконы Божией Матери "Державная".
Забота Пресвятой Богородицы проявилась в том,
что обретение иконы Державной приуготовлялось
еще до первых дней февральского переворота.
Митинги и беспорядки в Петрограде начались 23
февраля, а 27 февраля власть захватил Временный
комитет Государственной Думы. Но еще 13 февраля
Евдокия Андрианова, крестьянка из деревни
Починок Бронницкого уезда, Жирошкинской волости,
во сне услышала таинственный голос: "Есть в
селе Коломенском большая черная икона. Ее нужно
взять, сделать красной и пусть молятся". Это
побудило женщину к усиленной молитве о получении
более ясных указаний о воли Божией. Как бы в ответ
на усердную молитву, 26 февраля снится ей белая
церковь; и в ней величественно восседает Женщина,
в которой Андрианова признает и чувствует Царицу
Небесную, хотя и не видит Ее святого лика. 2 марта,
желая причаститься, Андрианова отправилась в
село Коломенское. В Вознесенской церкви Евдокия
сразу же узнала ту, которую видела во сне. Вместе
с настоятелем храма священником Николаем
Лихачевым она и нашла большую узкую старую
черную икону. Когда ее промыли, то всем
присутствовавшим в храме представилось
изображение Божией Матери как Царицы Небесной,
величественно восседающей на царском троне в
красной царской порфире на зеленой Подкладке, с
короной на голове и скипетром и державой в руках.
На коленях находился благословляющий
Богомладенец. Лик Богоматери был необычайно
строг, суров и властен взгляд Ее скорбных очей,
наполненных слезами. Андрианова с великой
радостью сообщила, что в этом образе она увидела
полное исполнение своих сновидений.
Владычица Небесная тем самым как бы приняла на
себя преемство православной власти Российской.
Весть о явлении новой иконы в день отречения
Государя быстро пронеслась по окрестностям,
проникла в Москву и распространилась по всей
России. Богомольцам, стекавшимся в Коломенское,
пред иконой были явлены чудеса исцеления
телесных и душевных недугов. Сама икона, в
бесчисленных копиях, стала украшать русские
храмы. Появились служба и дивный акафист этой
иконе, составленный с участием святого патриарха
Тихона.
"Сама икона Царицы Небесной, явленная в
революционные годы - самый трудный период
истории нашей Родины, является проявлением
милости Божией к нам." - так сказал об этом
событии Святейший Патриарх Алексий II.
Уже первые народные мольбы перед иконой Божией
Матери "Державная" дали верующим великое
знамение надежды. В разгар революции, 17 ноября 1917
года Поместный Собор Российской Православной
Церкви принял постановление о восстановлении
Патриаршества, и уже на следующий день, 18 ноября,
митрополит Московский и Коломенский Тихон, ныне
прославленный Церковью в лике святых,
возглавляющий Собор новомучеников и
исповедников Российских, был избран и наречен
Патриархом Московским и всея России. 4 декабря
состоялось его настолование (интронизация). Это
великое и радостное событие, 90-летие которого мы
так же будет праздновать в этом году, осветило
последовавшие долгие десятилетия невиданных
гонений на Веру и Церковь. Православные люди
обрели любящего отца, своего печальника и
заступника. И благодаря этой милости Божией мы и
ныне находимся под омофором Патриарха
Московского и всея Руси. Потому событие это имело
значение не только для Русской Церкви, но и для
Вселенского Православия.
Но жестокости революции усиливались, за
Февральским переворотом последовал Октябрьский.
На почитателей этой иконы обрушились особые
гонения, иконы изымались из храмов, были
арестованы тысячи верующих, а составители службы
и канона были расстреляны. И неслучайно сам образ
Божией Матери "Державная" разделил с
верующими и гонения от богоборческой власти.
Долгие десятилетия икона была скрыта в музейных
запасниках, и лишь в 1988 году, во время
празднования 1000-летия Крещения Руси, икону
временно передали на выставку в Издательский
Отдел Московского Патриархата, где святыня
пребывала в течение двух лет в алтаре домового
храма во имя Преподобного Иосифа Волоцкого, а 27
июля 1990 года духовенство и прихожане храма в
честь Казанской иконы Божией Матери в селе
Коломенском торжественно встретили Державную
икону Божией Матери, переданную в церковь по
ходатайству Святейшего Патриарха Московского и
всея Руси Алексия II из Государственного
Исторического музея. Всякий непредвзятый
человек может сопоставить эти даты с главными
событиями в жизни нашего Отечества и Русской
Православной Церкви и сделать выводы.
Дорогие братья и сестры! Ныне пришло время с
молитвой и покаянием, с усердием и надеждой
прибегнуть всем нам к заступничеству Царицы
Небесной, чтобы получить от нее многие милости и
благомощную помощь в трудах наших ради спасения
своей души, ради возрождения Святой Руси! Потому
в день памяти иконы Божией Матери
"Державная", 15 марта после Литургии
Преждеосвященных Даров в храме во имя иконы
Божией Матери "Державная" монастыря во имя
Царственных Страстотерпцев, что на Ганиной яме,
мы начинаем Крестный ход с этим образом по всем
приходам и монастырям Екатеринбургской епархии.
Во время этого Крестного хода 27 марта в 10 часов
утра в Иоанно-Предтеченском кафедральном соборе
пред иконой будут молится участники
общеепархиального собрания духовенства.
Образ Пресвятой Богородицы, с которым будет
совершаться Крестный ход, будет взят из
Храма-Памятника на Крови в честь Всех Святых, в
Земле Российской Просиявших, с места, где
пролилась кровь Святых Царственных
Страстотерпцев. И в этот же храм образ будет
возвращен после завершения Крестного хода, чтобы
свидетельствовать о нашем стремлении через
общее возвращение к отеческой вере исправить
исторические пути нашего Отечества, сделать его
достойным покровительства и водительства Матери
Божией.
Дорогие братья и сестры! Поспешим зримо явить
нашу любовь, нашу надежду, наше упование на
заступничество и помощь Небесной Владычицы
нашей, чтобы принял Господь наше покаяния за свои
грехи и прегрешения предков наших, ибо знаем мы
слова Творца всяческих: "Я Господь, Бог твой,
Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов
до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня,
и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и
соблюдающим заповеди Мои." (Исх.20, 5-6)
Священномученик Андроник, архиепископ Пермский,
всего за месяц до своей гибели, обратился к
народу Божию: "Поверьте, все это безбожие и
разбой есть вражеское наваждение, скверный налет
на русскую добрую и богобоязненную душу. За
клятвопреступничество пока отнял Бог у всего
народа разум и волю, пока не раскаются. Медленно,
но каются, а когда раскаются, то сначала
постепенно, а потом целиком прозрят все духовно,
почувствуют и силу и как Илья Муромец - сбросят
тот ужас, который окутал всю страну нашу. Вот и
будем своим твердым, ясным, уверенным словом
раскрывать людям правильное отношение к жизни и
прежде всего призывать к покаянию, после
которого все от Бога нам возвратится с лихвой - не
страшно будет никакое иноземное иго. Может быть,
меня и на свете не будет, но не покидает меня
надежда и уверенность, что Россия воскреснет со
своим возвращением к Богу. Ободряйте всех и
примиряйте озлобленных с жизнью, вливайте в них
начала светлой жизни по Евангелию Христа. Наше
дело - собирать стадо Христово, организовывать
живые церковно-народные силы по приходам, чтобы
разочаровавшиеся во всяких партиях люди здесь в
Церкви и среди верующих нашли живую пристань и
добрый покой, воскреснет душа народная,
воскреснет и тело ее - наша здоровая
государственность. Да помогает Вам Господь."
Будем же следовать этому наставлению угодника
Божия. Ныне самое благоприятное время для его
исполнения. А соборная молитва перед образом
иконы Божией Матери "Державная" да поможет
нам исцелить немощи наши, возродить Отечество,
которое мы именуем уделом Пресвятой Богородицы,
пребывающим под Ее особым покровительством.
Никогда на протяжении веков теплое молитвенное
призвание не оставалось без ответа Божией
Матери. Примем сами участие в соборной молитве
перед образом Божией Матери "Державная",
призовем к этому духовному усилию своих ближних
и знакомых, в том числе и тех, кто пока пребывает
вне спасительной церковной ограды. Пусть всякий
из нас в молитве ощутит в своем сердце теплоту и
радость от близости нашей Заступницы и
Молитвенницы.
С Божиим благословением на молитву и труды
Крестного хода с иконой Божией Матери
"Державная"
Викентий, Архиепископ Екатеринбургский и
Верхотурский
|