НАШ АРХИВ

001-small.gif (28228 bytes)

№ 70

Санктъ-Петербургъ

годъ 2010

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ

СОДЕРЖАНИЕ:

Великий Князь Георгий Михайлович: Делай, что должно, и будь, что будет.

В.Круглов

Миф о Царь-голоде
Проблема неурожаев и ее решение в Российской Империи. 1890-1910-е гг. 
(Продолжение. Начало в №68-69)


Русская публицистика

Василий Орехов

Несколько слов о монархии


М. Никольский

О чувстве меры и исторической справедливости.
Еще раз о церковно-государственных отношениях при Петре I


ПРОПИСНЫЕ ИСТИНЫ.

***
В ознаменование этого дара и силы Божией, даруемой царям от Господа, - в Ветхом Завете Сам Господь установил священный обряд помазания Царей на царство… Этот священный обряд перешел и к христианским царям в Греции и России. Через него сообщается им необходимо нужный дар особенной мудрости и силы Божией, и как знамение власти, данной Царю от Бога для управления народами, врученными ему Богом. Особа Царя есть и должна быть священна и неприкосновенна, перед которой должно благоговеть всем.

Св. Иоанн Кронштадтский

Монархистъ № 70, 2010, АРХИВ

К СОДЕРЖАНИЮ

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ


Великий Князь Георгий Михайлович:
Делай, что должно, и будь, что будет


Е.И.В. Наследник Цесаревич и Великий Князь в последнее время благоволил дать интервью трем СМИ: ИА «Интерфакс», газетам «Завтра» и «Российские вести». Предлагаем вниманию читателей «сводный» материал, в общих чертах объединяющий три публикации.

Когда будет поставлена точка в вопросе о подлинности останков, найденных под Екатеринбургом?

– К сожалению, в этом деле возникло слишком много путаницы. В процессе идентификации екатеринбургских останков был допущен ряд серьезных нарушений. Очень много фактов наводит на мысль, что Комиссия преследовала целью не установление истины, а устройство политического шоу к определенной дате. Захоронение останков состоялось в спешке, вопреки мнению Церкви и Императорского Дома.

На 10 вопросов, сформулированных независимыми учеными и направленных в Комиссию еще в 1998 г. ныне покойным патриархом Алексием II, так и не было получено удовлетворительных ответов. А ведь это были вопросы, волновавшие не только специалистов, а народ, миллионы верующих. И кто, как не Церковь, должна была позаботиться, чтобы успокоить этих людей и не допустить, чтобы они чувствовали себя обманутыми? А Комиссии это было безразлично. Поэтому вместо акта покаяния и очищения получился фарс.

Думаю, что теперь нужно выждать какое-то время и потом вернуться к изучению данного вопроса в спокойной обстановке. Экспертиза должна быть объективной и всесторонней. Ее ход и результаты должны быть гласными, доступными научным кругам, обществу, Церкви и родственникам. Только при соблюдении этих условий может быть дан окончательный ответ, являются ли екатеринбургские останки мощами святых царственных мучеников, или это прах каких-то других жертв террора. В любом случае к этим останкам нужно относиться с почтением и не делать из них разменную монету в различных политических играх.


Почему Дом Романовых настаивает на возобновлении расследования дела об убийстве Николая II и членов его семьи?

– Во-первых, в постановлении о прекращении уголовного дела Генпрокуратура игнорирует решение Президиума Верховного суда РФ от 1 октября 2008 г. о том, что император Николай II и члены его семьи стали жертвами не «уголовного преступления», а политических репрессий тоталитарного государства. В правовом государстве немыслимо, чтобы Генеральная прокуратура не считалась с высшей судебной инстанцией. Во-вторых, мы считаем, что расследование дела, продолжавшееся 16 лет, должно быть доведено до логического конца, в том числе по вопросу, кто же, на самом деле, был захоронен рядом с нашими предками в Санкт-Петербурге 17 июля 1998 г.


– У Романовых есть какая-то собственность за рубежом? На какие средства Дом Романовых осуществляет благотворительные проекты, поддерживает работу своей канцелярии?


– После революции мы были лишены всего имущества и средств к существованию. Устроить свою жизнь в изгнании моим дедушке и бабушке дало возможность завещание бабушкиной мамы Великой княгини Марии Александровны, герцогини Саксен-Кобург-Готской. Это были не такие уж большие средства, однако при разумном использовании они позволили сохранить скромный, но достойный уровень в последующие годы. Определенную помощь оказывали верные соотечественники, также оказавшиеся на чужбине, но сумевшие наладить свой бизнес. Например, замечательный русский авиаконструктор И.Сикорский. Сейчас у моей мамы есть собственная квартира в Мадриде. Это единственная собственность нашей семьи. С домом в Сен-Бриаке, к сожалению, нам пришлось расстаться. Мы больше не могли его содержать и обеспечивать ремонт. На жизнь нашей семьи я теперь зарабатываю сам.

Благотворительные и культурные акции мы имеем возможность устраивать благодаря нашему участию в благотворительных проектах и помощи друзей. Канцелярия и ее недавно открывшееся представительство в Приднестровье работает на общественных началах, благодаря труду наших добровольных сотрудников, без финансирования. А официальных представительств Императорского Дома за рубежом в настоящее время не существует – есть отдельные лица или группы, которые безвозмездно помогают нам в распространении информации и в других видах общественной деятельности.


– Ваше Высочество, как Наследник Императорского Дома, мыслите ли Вы себя в качестве потенциального монарха?


– Статус Главы Императорского Дома, которой в настоящее время является моя мать Великая Княгиня Мария Владимировна, и ее наследника, естественно, содержит в себе возможность когда-то в будущем возглавить не только династию, но и свою страну. Конечно же, это может произойти лишь в том случае, если монархический принцип будет вновь востребован народом. Если настанет день, когда я буду призван к этому служению, я не уклонюсь от него. Но в настоящем, как все государи нашего Дома в изгнании – мои прадед, дед и моя мать, я стараюсь жить по известному принципу «Делай, что должно, и будь, что будет». Было бы глупо сидеть и мечтать: «А что я буду делать, если взойду на престол». Я стараюсь быть полезным своей Родине в том положении, в котором нахожусь сейчас, помогать своей матери в исполнении ее долга и накапливать профессиональный опыт и знания, которые пригодятся в любом случае.


– Как, на Ваш взгляд, должна быть реализована монархическая идея в современных условиях?


– Для восстановления монархии необходимо осознанное и свободное всенародное волеизъявление. Я уверен, если народ получит честную и объективную информацию, он сделает правильные выводы и выберет то, что соответствует его подлинным национальным интересам. История показывает, что механическое большинство часто ошибается. Но если народ ощущает себя не «массой» и не «населением», а совокупностью личностей, объединенных общими ценностями, уважающих своих предков и себя, желающих, чтобы это уважение сохранилось у следующих поколений – тогда народ не совершит ошибки.


– Может ли Русская Монархия состояться вне Империи, в рамках локального «национального государства»?


– В обозримом будущем я не вижу никаких предпосылок, чтобы Россия утратила свой многонациональный характер, независимо от типа ее государственного устройства. Но если рассуждать теоретически… Настоящая Империя – это не система угнетения одной нацией других, а семья братских народов, объединенных общими целями и интересами, хранящих единство в многообразии. Россия изначально была многонациональным государством и на протяжении всей своей истории стремилась к интеграции народов в единую Империю. Но, наряду с этим, в нашем прошлом были периоды, когда преобладали центробежные силы. В свое время возродить централизованное государство смогло Московское княжество, изначально очень маленькое и уступающее во влиянии даже другим аналогичным «локальным национальным государствам». Причина этого, на мой взгляд, заключается в том, что московским государям, с одной стороны, удалось отстоять твердый монархический принцип, а с дугой – их политика была достаточно гибкой и современной. Да, они умели идти на компромиссы, и при этом не предавали главного и на протяжении нескольких поколений стратегически готовили объединение и освобождение своей страны.

В наше время Россия, действительно, из-за тяжких последствий нескольких революций ХХ века, отброшена далеко назад. Но, повторяю, я убежден, что до «локального национального государства» мы не докатимся никогда. Наоборот, я верю, что у России есть шанс не только сохранить свою нынешнюю территориальную целостность, но и привлечь братские народы бывшей Российской Империи к обновленным формам интеграции. Отлично понимаю, что это будет не дореволюционная Империя, и не СССР. Однако обращение к лучшим примерам из прошлого позволит нам сберечь, по крайней мере, единое цивилизационное пространство.


– В Вашем видении, что такое восстановление монархии в России? Просто реставрация или попытка объединить нацию с учетом советского опыта?


– Очень серьезный вопрос. Восстановление монархии ни в коем случае не может быть реваншем. Император Николай II отрекся от престола именно в надежде всех примирить и предотвратить братоубийство. Российский Императорский Дом не принимал участия в Гражданской войне, когда она все-таки разразилась.

Революция является страшной национальной трагедией. Наша Династия очень сильно от нее пострадала. Но пострадал и весь наш народ, в том числе непосредственные творцы и участники революции с обеих сторон. Если наши мысли и желания устремлены в будущее, мы должны перестать бередить старые раны и вспоминать друг другу обиды. Моя мать постоянно призывает соотечественников искать не то, что разъединяет, а то, что сближает всех нас. Если мы хотим вернуть России ее место в мире, нам нужно не продолжать обвинять друг друга, а научиться прощать и просить прощения. И идти вперед с доброжелательностью и солидарностью, а не с ненавистью и местью.

Монархия – это идея истинного народного единства. Будучи законной и наследственной, то есть непрерывной в историческом времени, она объединяет граждан страны не только ради каких-то сиюминутных целей, а исходя из многовековых традиций, во имя настоящего и ради будущего. Монархия обязана учитывать любой опыт – и положительный, и отрицательный. Забывать, действительно, не следует ничего, чтобы избежать повторения зла. Необходимо давать моральную и правовую оценку событиям прошлого. Например, ничем нельзя оправдать воинствующий богоборческий характер тоталитарных режимов и творимый ими классовый или расовый геноцид, когда миллионы людей были истреблены за то, чего они ни при каких обстоятельствах не могли изменить – за их национальное или социальное происхождение. Но, осуждая преступления и ошибки, надо признавать, что советский период в жизни нашего народа было много светлого и героического. Мой прадед государь Кирилл Владимирович и мой дед государь Владимир Кириллович всегда призывали четко различать безбожную и бесчеловечную марксистско-ленинскую идеологию и творчество народного духа.


– Монархический проект неизбежно должен опираться на слой «государевых людей». Из кого, на Ваш взгляд, должен происходить набор. Олигархи, армия, интеллигенция и.т.д.


– Монархия – это общенациональная идея. Она не может опираться на какие-то отдельные классы и социальные группы. Одно из главных преимуществ легитимной наследственной монархии состоит в том, что в этой системе глава государства не обязан своей властью никому, кроме Бога. И поэтому он способен быть подлинным Арбитром, Отцом нации, которому равно дороги все члены его семьи. Монархия должна иметь опору во всех слоях общества. Конечно, государство немыслимо без иерархической структуры. Другое дело, что правящий слой должен постоянно обновляться и пополняться лучшими представителями всех социальных слоев и групп. А сами эти слои и группы должны получить возможность достойно занимать свое место в правовом государстве и гражданском обществе, обладая всеми необходимыми правами и обязанностями.


– Каково сегодняшнее служение Дома Романовых своему Отечеству, каковым Вам видится будущее династии?


– После революции 1917 года нас на долгие годы лишили прямых связей с Родиной. Все оставшиеся в России члены Императорского Дома во главе с императором Николаем II были казнены. Главенство в династии в соответствии с законом перешло к моему прадеду Государю Кириллу Владимировичу. Он сформулировал концепцию и правовую позицию сохранения Дома Романовых в качестве исторической институции, хранящей монархическую идею и традиции и, в тоже время, старающейся быть полезной своей стране и своему народу независимо от изменчивой политической ситуации, при любом строе и режиме.

Как только положение в Отечестве изменилось, мой дед великий князь Владимир Кириллович сразу же начал процесс реинтеграции династии в общественную жизнь современной России. К великому сожалению, дедушка рано умер. Но его дело продолжает моя мать, великая княгиня Мария Владимировна, ставшая главой Императорского Дома после кончины деда. В настоящее время наша программа, если можно так выразиться, такова. Мы избегаем какого-либо участия в политической борьбе, поддерживаем власть в том, что касается восстановления традиций и патриотизма и поддержания положительного имиджа России на международной арене.

Идею легитимной наследственной монархии мы считаем современной и прогрессивной, имеющей право на существование, и верим в то, что она когда-то в будущем может быть востребована соотечественниками. Но при этом мы ни в коем случае не хотим никому ничего навязать, ничего не просим и не требуем и стремимся только к конструктивному взаимодействию с государственными, религиозными и общественными силами современной России. Мы открыты к сотрудничеству на поприще благотворительности, сохранения и возрождения духовных основ, культуры и природного богатства, развитию институтов правового государства и гражданского общества. Свою роль в качестве исторической династии мы видим в сохранении современной Россией преемственности с многовековой историей, в поддержании социального, религиозного и национального мира в нашей стране и в сбережении единого цивилизационного и культурного пространства всех народов бывшей Российской Империи.


– Монархию часто обвиняют в реакционности, перечисляют совершенные ошибки, называют «тормозом прогресса». Что Вы думаете об этом?


– История не знает сослагательного наклонения и никогда не развивается линейно. Невозможно изобрести раз и навсегда безошибочный рецепт. Конечно, мы должны анализировать опыт прошлого. За 300 с лишним лет царствования нашей династии было много побед и достижений. Было также много ошибок и поражений. Это были общие радости и общая боль. Дом Романовых никогда не рассматривала себя отдельно от народа. И народ видел в государе и государыне не чуждую силу, а символических отца и мать нации, поэтому и говорили «царь-батюшка», «царица-матушка».

Сейчас менталитет сильно изменился, но самый современный человек и самое современное общество не могут все строить на голом расчете, политической и экономической целесообразности, выгоде. Государственное и общественное устройство без идеалов, без стремления хотя бы пытаться выстраивать отношения между людьми на основе любви, чести и достоинства, не может быть прочным. Монархия, на наш взгляд, представляет собой органичное Государство-Семью. Она, конечно, тоже не идеальна, но в ней нет таких недостатков, которые не были бы свойственны также и республике. В мире нет ничего абсолютно совершенного. Но монархия в большей степени обеспечивает гармонию между свободой и порядком. А ведь истинная свобода невозможна без порядка, также как и истинный порядок невозможен без подлинной свободы личности.

Сейчас много говорят о необходимости модернизации России. Мы целиком и полностью согласны с этим. Но есть две опасности. Первый риск заключается в уподоблении позднему СССР, когда вместо реальных попыток модернизации были одни разговоры, а на самом деле косная власть не хотела ничего менять. Это путь загнивания. Второй риск – это подмена модернизации революцией. Модернизация предполагает постепенное продуманное и стратегически разработанное на долгие годы улучшение всех отраслей государственной, социальной и экономической жизни в соответствии с современными международными научными достижениями и техническими стандартами, но при условии сохранения собственных духовных и нравственных традиций. А революция это разрыв с традицией, поспешность, насилие и безжалостное отношение к народу, который революционеры воспринимают не как совокупность личностей, а как массу для экспериментов. Причем революция может быть отнюдь не только большевистской, но и либеральной, может даже выступать под знаменами консерватизма. Чтобы избежать любых крайностей, во всем нужен баланс.

Консервативное общество порой нуждается во встряске, но разумной, не разрушительной для его основ. А в период масштабных реформ, наоборот, особенно важно удержать в общей государственной системе традиционные институции, служащие гарантами стабильности – Церковь, Династию, другие исторические корпорации. Степень и характер их роли в государстве могут быть разными, но они не должны игнорироваться, вытесняться из общественной жизни или преследоваться.

Что касается «тормоза общественного развития», даже если согласиться с таким спорным определением, разве тормоз такая уж ненужная вещь при движении? Куда уедет машина без тормозов? Иными словами, во все времена нужны элементы патернализма и модернизма, традиции и инновации. Найти гармонию трудно. Монархия тоже не может сама по себе, без народной поддержки, быть панацеей – это показал 1917 г. Но то, что последовало за падением монархии, явно говорит не в пользу революции. Будущее России я, в любом случае, вижу на путях модернизации в сочетании с традицией. Какова будет судьба монархического принципа, покажет время.


– Есть у Вас предпочтения в русской истории, любимые герои или антигерои?


– Мне близок спокойный и уверенный стиль правления Александра III. При нем Россия была настоящей сверхдержавой, могущество которой опиралось не на страх и неприязнь, а на искреннее уважение. Когда он умер, даже геополитические противники нашей страны воздали ему должное, потому что он был гарантом международного равновесия. Я считаю, что незаслуженно обойден вниманием Иоанн III, которому в 1480 г. было суждено сравнительно мирным путем покончить с иноземным игом. А ведь именно он является отцом суверенитета нашего государства. Такие государи, как Иоанн III, может быть, не прославились великими сражениями и грандиозными реформами, но реально они сделали для страны больше многих ярких правителей.

А вообще, главным героем российской истории, конечно, является народ. Им часто жертвовали ради мнимых «государственных интересов». Но что это за интересы и чьи они, если ради них приносятся в жертву миллионы людей? Настоящими героями являются не те, кто победил в борьбе за власть, укокошив без счета своих сограждан, а те, кто добился успехов, максимально сберегая человеческие жизни. А когда действительно есть угроза национальному существованию, наш народ не нужно убеждать идти на жертвы.


- Не привлекает ли Вас карьера политика, члена Государственной Думы, сенатора? Нет ли у Вас желания возглавить, к примеру, монархическую партию?


– Я уже сказал, что Императорский Дом бесконечно далек от участия в любых формах политической борьбы. Историческая династия должна способствовать единению, а не разобщению соотечественников, что, вольно или невольно, произойдет, если мы свяжем наше имя с какой-либо партией, пусть даже монархической. Моя мать дала очень точное определение, что монархическая идея, которую мы храним самим фактом нашего существования – это не политическая доктрина, а принцип государственного устройства и система органично сложившихся исторических национальных ценностей. Если представители разных партий, при всей разнице их программ, когда-нибудь объединятся в мыслях, что монархия, как надпартийная арбитрирующая сила будет полезна России, и народ поддержит это убеждение, в России сложатся условия для восстановления нашей тысячелетней традиционной государственности.


– Думаете ли Вы, что это может произойти при Вашей жизни, и что именно Вы когда-то станете императором России? Хотите ли Вы этого?


– Некоторые критически относящиеся к нам сограждане пытаются представить дело так, что Романовы стремятся к власти. Что бы мы ни говорили и ни делали, нас все равно кто-то будет подозревать в неискренности. Дескать, «это они сейчас так говорят, а дай им волю…». В тоже время, некоторые доброжелательные к нам люди бывают, в какой-то мере, разочарованы нашей позицией, потому что в их представлении власть – это желанный сладкий плод, который надо любым способом завоевать. Все эти люди, на самом деле, не понимают, что власть – это тяжкий крест. Я ничего не боюсь, но четко и ясно осознаю, что такое – власть.

Когда человек, наделенный властью, тем более, над целой страной, честно относится к своим обязанностям, когда он хочет передать дело своим преемникам в надлежащем порядке – это огромная обуза, к которой трудно стремиться, если ты в здравом уме. Колоссальное физическое и нервное напряжение, бессонные ночи, постоянные поездки, интриги друзей и козни противников, невозможность уединиться, редкие возможности побыть с родными. А еще – недовольство или непонимание тысяч, а иногда миллионов людей, чаяния которых ты не удовлетворил или которые не успели оценить твою стратегию. Сознание того, что своими мерами, может быть и правильными в долгосрочной перспективе, ты вызвал недовольство людей.

Хотите верьте, хотите нет, но стремление к власти нам чуждо. Если оглянуться в прошлое, то мы увидим, что и мои предки были далеки от властолюбия. Вот только несколько наиболее ярких примеров. Когда посланцы Земского Собора пришли к Михаилу Романову и сообщили, что он призван на престол, и он, и его мать были в ужасе и вытались откащзаться. После кончины Императора Александра I его братья Константин и Николай долго пытались уговорить друг друга принять бразды правления. Когда Николай I понял, что воля покойного Императора выражена недвусмысленно, а решение старшего брата Константина об отречении от прав на престол неизменно, он сказал своей жене: «Дорогая, наши счастливые дни навсегда закончились». Не знаю, придется ли повторить эти слова моей матери, мне, или кому-то из наших потомков. Если Богу будет угодно, чтобы наш народ вновь призвал Дом Романовых к государственной службе, то лицо, которое будет в этот момент во главе династии, неукоснительно исполнит свой долг. Не потому, что Романовы желают власти, а потому, что это будет нужно соотечественникам.


– Расскажите, пожалуйста, о том, кем Вы сейчас работаете.


– После окончания Оксфорда я несколько лет работал в европейских структурах, связанных с транспортом и энергетикой, с безопасностью ядерного производства. Но всегда хотел найти работу, непосредственно связанную с моей Родиной. И, наконец, такая возможность появилась. С декабря 2008 г. я являюсь советником гендиректора одной из крупнейших российских компаний – «Норильского никеля» и представляю эту компанию в европейском Институте Никеля. Таким образом, я работаю в области защиты интересов российских производителей в странах Евросоюза. В апреле 2009 г. я побывал в Норильске, познакомился с рабочими, спускался в шахту и изучил основные моменты технологического процесса. Это были незабываемые впечатления.


– Помогает ли вам титул великого князя в решение профессиональных проблем?


– В деловых вопросах я принципиально никогда не пытаюсь использовать свой исторический статус, чтобы получить какие-нибудь преимущества. Даже в тех случаях, когда это могло бы случиться, я считаю унизительным для себя, чтобы мою работу оценивали не по ее реальным результатам, а просто потому, что ее сделал великий князь. Так не было даже до революции. Члены нашего Дома проходили служебный путь на военной и государственной службе с низших должностей. И обычно отношение к ним было даже строже, чем к остальным гражданам.

Положение наследника Главы Императорского Дома приносит мне пользу лишь в том смысле, что я всегда помню о большой ответственности не только перед своими коллегами, перед фирмой, но и перед моими предками и потомками, перед теми людьми, которым дороги наши ценности и которые возлагают на меня свои надежды. Хочу я этого или нет, но мои возможные ошибки могут коснуться не только моей личной репутации, но репутации Императорского Дома. Поэтому я обязан быть внимательнее ко всем своим поступкам. А это помогает всегда оставаться в хорошем тонусе.


– Не тяготит ли Вас роль Наследника Дома, не мешает ли в жизни Ваш статус?


– Да уж… Отрицательный ответ на Ваш вопрос будет означать легкомыслие, а положительный – чрезмерную гордость. В действительности же, любое положение, связанное с доверием к тебе других людей и их надеждами, является нелегким бременем. Но, в тоже время, это и воодушевляет, и позволяет выстоять в сложных жизненных ситуациях. Я не могу сказать, что мое положение тяготит меня. Но я понимаю, что это большая ответственность. Я имею право на личную жизнь, тем более, что в настоящее время у меня нет государственных обязанностей. Но я, все равно, не могу делать многое из того, что делают частные лица. Мама и дедушка с бабушкой своим воспитанием заложили в моем сознании своеобразный светофор. Если даже возникает мысль: «А почему я, в конце концов, должен делать или не делать то-то и то-то?», то вдруг «зажигается красный свет». Иногда бывает по-человечески досадно, что, может быть, упустил какие-то возможности, но потом, по прошествии времени и по здравом рассуждении, я убеждаюсь, что самоограничение в большинстве случаев было правильным и полезным. Бог устроил наш мир так, что все в жизни уравновешивается, так что жаловаться на судьбу никогда не стоит.

Монархистъ № 70, 2010, АРХИВ

К СОДЕРЖАНИЮ

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ


В.Круглов

Миф о Царь-голоде Проблема неурожаев и ее решение в Российской Империи. 1890-1910-е гг. 
(Продолжение. Начало в №68-69)

Действия властей и общественности

Надо сказать, что как неурожаи, в том числе весьма сильные, были в России и ранее рассматриваемого периода, так и правительство отнюдь не сидело во время них сложа руки. Среди наиболее распространенных мер можно упомянуть следующие: прямые пособия нуждающимся хлебом и деньгами (заимообразные и безвозмездные), открытие общественных работ, смягчение государственных повинностей, платежей долгов и сборов в казну, отмена рекрутских наборов (в наиболее пострадавших губерниях), безакцизный отпуск соли из казенных магазинов для поддержки скота государственных крестьян и т.д. Отдельно стоит упомянуть и такую меру, как повышение пошлин на вывозимый за границу хлеб, а в самых тяжелых ситуациях – ограничение или полное воспрещение вывоза (1848 г. и 1854-1856 гг.).

В 1884 г. Александром III был выпущен специальный Указ о том, что земства должны сотрудничать с губернской администрацией при организации помощи на пораженных неурожаем территориях. Благодаря совместной работе двух структур, позволившей разделить зоны ответственности, оказались смягчены последствия неурожаев 1880-х гг.

Тем не менее, небывалый масштаб голода 1891-1892 гг. весьма озадачил как госструктуры, так и общественность. На внешнем рынке в предшествующие годы сложилась отличная конъюнктура на хлеб, посему, озабоченный поддержанием торгового баланса и высоких цен, министр финансов И.А.Вышнеградский поощрял вывоз, и долгое время противился принятию каких-либо ограничительных мер (на которых настаивал, к примеру, его заместитель А.С.Ермолов).

Видимо, популярная фраза «недоедим, но вывезем», приписываемая министру, родилась именно из-за этой его политики. Хотя, надо отметить, что впервые она зафиксирована уже после смерти Вышнеградского, в 1901 г., в книге чиновника П.Х.Шванебаха.

Положение на местах, между тем, сложилось тяжелое: как показали обследования, на низовом уровне системы продовольственного капитала, в общинах, царили непорядки, запасы сплошь и рядом оказывались неполны, в целом по стране этот источник содержал менее 25% от потребного количества (а в Тульской губернии и вовсе 5%). Земства спешно принялись закупать хлеб у торговцев, но поднятая ими суматоха привела к резкому взвинчиванию цен на хлеб. Резко обозначилась проблема доставки: в августе 1891 г. тысячи железнодорожных вагонов, полных зерна, были направлены в голодающие районы, однако из-за недостаточной развитости железнодорожной сети и большого количества составов возник кризис, выразившийся в «закупоривании» транспортных артерий и перегрузке железных дорог. Для разрешения трудностей были назначены специальные уполномоченные из числа военных.

Правительство принимало энергичные меры: так, на закупку хлеба и выдачу ссуд населению за 1890-1892 гг. было выделено в общей сложности 152,3 млн. руб., на которые закуплено около 1,7 млн. тонн продовольствия, дополнительно 7 млн. руб. поступило из губернских и общественных продовольственных капиталов. МВД получило чрезвычайные полномочия для оказания помощи пострадавшим (как за счет казенных средств, так и через маневрирование продовольственными излишками в местностях, которые обошел голод). Были организованы общественные работы для крестьян (строительные, лесные, обводнительные, дорожные).

Отрицательно сказалась и такая, казалось бы, положительная мера, как запрет хлебного экспорта указом Императора в июле 1891 г. Он не привел, как ожидалось, к понижению хлебных цен на внутреннем рынке (во многом из-за действий земств), в то же время оказавшись причиной вытеснения России с важнейших немецкого и английского рынков (эту нишу принялись активно осваивать США), ввиду чего произошли понижение цен на российский хлеб за границей и падение доходов земледельцев. Из-за введения новых, высоких таможенных тарифов, призванных защитить русскую промышленность от иностранной конкуренции, началась «таможенная война» с Германией. Только к концу 1893 г. удалось восстановить привычный объем экспорта.

Тем временем, в России одновременно с действиями госструктур развернулась широчайшая благотворительная деятельность, во главе которой встал Особый комитет Наследника Цесаревича Николая Александровича. Под эгидой Комитета оказывалась помощь всем нуждающимся без различия сословий: поддержка хозяйств, борьба с болезнями и эпидемиями, снабжение безлошадных лошадьми, закупка кормов для скота и семян для полей, сбор пожертвований, организация благотворительных лотерей.

Активно действовало Российское общество Красного Креста (РОКК): оно осуществляло продовольственную помощь, закупку лошадей, корма для скота, земледельческих орудий, собрало в пользу голодающих 5 млн. руб. пожертвований. На эти средства было открыто 2763 столовых, 40 приютов и ночлежных домов, выдано 3,5 млн. обедов, помощь получили 35 тыс. голодающих. В районы, пораженные болнзнями (с весны 1892 г. начали распространяться цинга, оспа, тиф, холера), РОКК направлял передвижные санитарные отряды.

Православная Церковь также не осталась в стороне: был установлен особый сбор в пользу пострадавших от неурожая во всех храмах и церквах. Лавры, наиболее обеспеченные монастыри и церкви обязывались уделять из своих средств денежные пособия в пользу нуждающихся и «не переставать питать неимущих». Епископы совершали поездки по своим епархиям и увещевали паству оказать помощь, не оставаться равнодушными.

Создавались различные общественные организации: Московский комитет под председательством Великой княгини Елизаветы Федоровны, Петербургский епархиальный комитет, местные губернские и уездные комитеты и попечительства. За счет частной благотворительности открывались столовые и питательные пункты (свыше 10 тыс.), пекарни (обслужившие в целом свыше 636 тыс. чел.), покупались лошади и корм – на этом поприще активно действовали В.И. Вернадский с сотрудниками и жертвователями, Л.Н. Толстой и др. Пытались оказывать помощь помещики – в этом виделось средство преодоления враждебности к ним крестьян – но, к сожалению, по этой линии много сделать не удалось из-за недоверия жителей села.

Иностранные исследователи оценивают предпринятые правительством меры чрезвычайно высоко – так, американский исследователь Р.Роббинс называет их «в высшей степени успешными», указывая, что «помощь получили более 12 млн. человек и голодный мор был предотвращен». Действия правительства, как отмечал Р.Роббинс, «зачастую подвергались несправедливой критике. В результате [голод положил] начало новой волне оппозиции царскому режиму». Крестьяне, впрочем, усилия оценили: «Широкие масштабы предоставления помощи отчасти нейтрализовали неблагоприятные политические последствия голода. Источники не отмечают подъема крестьянских волнений; крестьяне не проявляли политической активности, они были по-прежнему покорны властям».

Влияние «царь-голода» на сельское хозяйство оказалось очень тяжелым: он в основном поразил зерновое производство (территория под хлебными посевами сокращалась вплоть до 1896 г., будучи ниже уровня 1880-х гг.), но также сильно ударил и по животноводству. Сократилось поголовье крупного рогатого скота, рабочего скота. Сказался голод и на торговле; упал размер оборотов промышленности.

Верховная власть озаботилась облегчением положения крестьян. Александр III в 1892 г. разрешил им возвращать полученные ссуды по своему усмотрению, натурой либо деньгами, а в 1893 г., с целью облегчения уплаты ссуд, установил, что взыскиваться они должны не по заготовительным ценам, а по средним ценам за последние 10 лет. С воцарением же Николая II все долги крестьян по ссудам в Общеимперский продовольственный капитал и в казну до 1866 г. были списаны, из долгов же, выданных позже, списана половина (всего списали около 50 млн. руб.).

Исследователь А.Ермолов, однако, указывает, что этими мерами оказались подорваны сами основы системы продовольственной помощи: в глазах крестьян она начала из временной меры с обязательным возмещением превращаться в нечто безвозмездное и обязательное – то, что сами крестьяне назвали «царским пайком».

Впрочем, надо отметить, что пострадали не одни только крестьяне – происходило разорение помещичьих хозяйств, в основном средних и мелких. В 1892 г. по 66 губерниям России (включая привисленские, прибалтийские и Кавказ) было заложено около 20% всех имений и до 40% всего частного землевладения.

Трудности с подвозом продовольствия в пострадавшие районы привлекли пристальное внимание правительства. Начался второй со времен Александра II бум железнодорожного строительства, причем его масштабы оказались гораздо более широкими. В 1893-1899 гг. ежегодно открывалось от 1668 до 5248 км железнодорожных линий, за 1896-1900 гг. было построено 15 тыс. верст железных дорог. За последние десятилетия XIX века были завершены линии, связавшие с рынком хлебородные районы Востока, Юга и Юго-востока Европейской России. Доведена в начале 1890-х гг. до Челябинска железная дорога Самара – Златоуст. Закончены вслед за тем линии Царицын – Тихорецкая – Новороссийск и Саратов – Уральск, построены линии, связавшие центр с Поволжьем, железные дороги Вологда – Архангельск, Пермь – Котлас и др. Благодаря этому подвоз хлеба в нуждающиеся местности в XX в. уже не встречал тех затpyднений, как прежде. К 1900-х гг. в Европейской России уже не было местностей, которые голодали бы из-за невозможности подвезти хлеб из ypожайных районов. Получил импульс для дальнейшего развития и водный транспорт, на долю которого в конце XIX в. приходилось около 1/3 всего объема грузовых перевозок.

На новые неурожаи власти и общественность реагировали более слаженно: в 1897 г. из Общеимперского капитала отпущено ссуд на сумму 5,4 млн. руб., в 1898 – 35,2 млн. (как на «продовольствие населения» - хлеба закуплено 34,4 млн. пудов, - так и на поддержание скотоводства крестьян), организованные общественные работы на сей раз были проведены более успешно и, в частности, включали перевозку крестьянами на места закупленного правительством для голодающих хлеба. Ермолов отмечал, что «общественные работы встречаемы населением весьма сочувственно и при умелой организации приносят значительную пользу». Вызванный нехваткой кормов падеж лошадей компенсировали закупкой у степных жителей лошадей тамошних пород (как наиболее выносливых) и поставкой их на льготных условиях к началу полевых работ (этим путем в 1898 г. распределено 70 тыс. лошадей), льготной доставкой сена по железным дорогам, снабжением населения кормами для скота на весь период зимнего содержания. Министерство земледелия открыло для выпаса крестьянского скота казенные угодья и разрешило бесплатную заготовку сена на казенных лугах. Снабжение кормами нуждающихся хозяйств производилось на «ссудных началах» (с выплатой в течение 3-5 лет), в 1898 г. на эти нужды было израсходовано 7 млн. руб.

В открытых Красным Крестом столовых кормилось до 1,5 млн. чел., в основном женщины, дети, старики и немощные, но в исключительных случаях и работоспособные мужчины (при отсутствии заработков), паек же получили свыше 2 млн. чел. Начало действовать созданное по инициативе Императрицы Александры Федоровны Попечительство о домах трудолюбия и работных домах. Среди частных благотворителей особенно отличился бессарабский помещик В.Пуришкевич – благодаря его кипучей деятельности на собранные пожертвования удалось открыть около 20 столовых. Благодаря этому его заметили и оценили в Петербурге.

Повторившийся сильный недород вызвал серьезную озабоченность в верхах, и в 1898 г. в Комитете министров по инициативе Государственного контролера Т.И.Филиппова и с санкции Николая II был поставлен вопрос о «чрезмерном напряжении платежных сил сельского населения, особенно в центральных губерниях». В 1899 г. было сформировано Особое совещание под председательством А.И.Звягинцева, задачей которого было исследование экономического положения центрально-черноземных губерний. Это совещание выделило «группу риска», т.н. регион оскудения, подвергавшийся наибольшей опасности при неурожаях: Воронежская, Курская, Орловская, Пензенская, Рязанская, Саратовская, Симбирская, Тамбовская и Тульская губернии. Положение населения в них, как констатировалось, полностью зависело от результатов земледельческой деятельности.

Надо отметить, что именно широкая огласка правительством проблемы неурожаев в 1890-е гг. и породила все те тезисы, которые господствовали в советской пропаганде и которые живы до сих пор: «беспросветное существование крестьянства», «постоянное недоедание, переходящее в голодовку», «всероссийское бедствие, переходящее во всероссийское разорение» и т.д. К их числу относится и пресловутое «аграрное перенаселение», до сих пор рассматриваемое в качестве одной из главных причин «революции» 1917 г. Однако, как показывает в своей работе современный историк В.Г.Тюкавкин, заявления о наличии несметных масс «лишнего населения» не имели под собой никакого серьезного основания и были получены исключительно умозрительно.

Значение земств в продовольственном деле к концу XIX в. пошло на убыль. Довольно неумело проведенная в 1891-1892 гг. закупка хлеба сильно увеличила долги крестьян и подорвала их доверие к органам местного самоуправления. Родилась идея отвести последние от непосредственного управления продовольственным делом, что и было сделано в июне 1900 г. Временными правилами по обеспечению продовольственных потребностей, изданными министром внутренних дел Д.С.Сипягиным. Согласно этим правилам, общее руководством делом обеспечения населения продовольствием и семенами переводилось в ведение МВД, на местах им руководили губернаторы и генерал-губернаторы. Земства же отныне должны были наблюдать за состоянием запасных магазинов, правильным составлением списков нуждающихся, расчетом размеров необходимой помощи и т.д. Корректировалась и сама система продовольственного капитала: она разделялась на общественные хлебные запасы и денежные капиталы 4 видов (общественные, частные, губернские, Общеимперский). Общине теперь полагалось определять способ обеспечения своих нужд: продовольствием, деньгами, либо тем и другим вместе. Члены общин были обязаны участвовать в составлении хлебных запасов (выделяя 0,5 пуда хлеба в год с души), сельские же обыватели иных сословий – делать взносы деньгами.

Новая система получила шанс показать себя уже в 1901 г., когда был очередной недород. Ситуацию предвидели и успешно подготовились к ней: Министерство финансов заблаговременно закупило хлеб для создания продовольственного запаса (этой операцией руководило специально созданное Временное управление по правительственной закупке хлеба). Денежных средств на помощь жителям пострадавших территорий было израсходовано свыше 32 млн. руб., общее количество выданного хлеба составило свыше 58 млн. пудов.

Однако весной 1902 г. имели место первые прецеденты массовых крестьянских волнений – в Полтавской и Харьковской губерниях. Крестьяне разграбили хлебозапасные магазины, мотивируя тем, что «мы голодны и будем забирать хлеб, а за хлеб не могут наказывать, так как каждому нужно есть». На высшем уровне для нового обследования социально-экономического положения Центральной России была создана т.н. «Комиссия Центра». В ходе работы она выделила не 9, а уже 18 губерний «зоны риска» (Воронежская, Казанская, Курская, Нижегородская, Оренбургская, Орловская, Пензенская, Полтавская, Рязанская, Самарская, Саратовская, Симбирская, Тамбовская, Тульская, Уфимская, Харьковская, Черниговская и Область Войска Донского). И пока на заседаниях Комиссии (а затем сменившего ее в 1904 г. Особого Совещания о нуждах сельскохозяйственной промышленности) дискутировали о путях вывода территорий из кризиса, с подачи Императора продолжалось списание долгов с населения – за 1901-1904 гг. было снято около 25 млн. руб. В 1903 г. была отменена круговая порука за внесение прямых налогов. В 1904 г. издан Высочайший Манифест о сложении со всех крестьян недоимок выкупных, земских и других сборов, накопившихся на день его издания (11 авг.). В 1905 г. вышел Высочайший Указ Правительствующему Сенату о сложении продовольственных долгов крестьянства Государственному Казначейству.

Новым серьезным испытанием для госструктур стал период недорода 1905-1907 гг., который по тяжести вплотную приблизился к голоду 1891-1892 гг. Как и тогда, в большинстве губерний запасы общин обнаружили сильную недостачу, из-за чего Госказначейство вынуждено было экстренно выделять средства на закупку хлеба (на выделенные 77,5 млн. руб. куплено на них свыше 75 млн. пудов хлеба). Министерство путей сообщения разрешило внеочередную перевозку закупленного хлеба в пострадавшие губернии, а Министерство финансов установило льготные тарифы на перевозку. Революционеры как раз к этим мерам приурочили очередное, осеннее обострение ситуации: железнодорожные стачки, террор против представителей власти, волнения в городах. Однако решительные меры по усмирению бунтовщиков позволили своевременно доставить продовольствие в пострадавшие районы.

После создания Государственной думы, госструктуры (МВД, Казначейство) вынуждены были испрашивать ее согласие на ассигнование средств на все внеочередные траты. Однако прошение МВД перед I Думой в 1906 г. о выделении 50 млн. руб. на борьбу с голодом было отклонено: народные избранники согласились выделить лишь 15 млн., относительно же остальных средств предложили Министерству «войти с ходатайством» вторично, что, естественно, сильно затянуло бы процесс оказания помощи. Однако вскоре Дума, открыто занимавшаяся разжиганием смуты, Указом Государя была распущена, а МВД получило средства в полной мере (и даже большую сумму – 55 млн.). В 1907 г. было выделено свыше 71 млн. руб. Кроме того, правительство пошло на увеличение хлебного импорта и сокращение экспорта. Так, вывоз хлебов с 1905 по 1908 гг. упал на 42,5%, ввоз же (из США и Аргентины) увеличился с 3,015 млн. пудов в 1905 г. до 13,733 млн. пудов в 1908 г. Все это позволило правительству провести, к примеру, такую меру, как ежемесячная выдача 40 фунтов муки всем лицам младше 18 и старше 59 лет.

Руководство продовольственно-ссудной операцией, согласно Правилам 1900 г., находилось в руках правительства, а именно МВД, осуществлявшего общее руководство. На местах им руководили губернские присутствия, уездные съезды и волостные правления. Хлеб на 1/3 закупался МВД, остальное покупали губернские присутствия. Земства ведали подсобными видами помощи: организацией общественных работ, поддержкой хозяйств и скота крестьян, врачебной частью (борьба с болезнями). Впрочем, средства на эти виды помощи все равно поступали по линии Министерства. При ликвидации голода 1905 г. в Поволжье повсюду для детей, женщин и неспособных к труду за правительственный счет открывались пункты питания, в каждом из которых питалось до 1000 чел.

По мнению наблюдателей, «продовольственная кампания 1906-1907 гг. была проведена Продовольственной частью МВД с таким успехом, который при данных условиях и при действии существующего закона только и был возможен».

В то же время активно оказывали помощь голодающим благотворительные организации. Так, официальные организаторы благотворительной помощи (РОКК, Комиссия по борьбе с чумою, Попечительство о трудовой помощи) поддерживались Государственным казначейством (хотя одновременно собрали значительные суммы путем пожертвований). Красный Крест при содействии местных властей открыл бесплатные столовые и питательные пункты, выдавшие за время бедствия 270 млн. обедов и пайков.

Однако радикально настроенная часть интеллигенции отказывалась сотрудничать с «реакционерами», предпочитая группироваться вокруг земств. По инициативе последних в декабре 1905 г. образовано Общество помощи голодающим, которое объединило 22 общественные организации, среди которых были Крестьянский союз, Железнодорожный союз, Учительский союз, Всероссийский союз медицинского персонала и др.

Нельзя забывать и о Церкви, по традиции активно участвовавшей в деле помощи пострадавшим: Святейший Синод ввел сбор в пользу голодающих во все воскресные и двунадесятые праздники.

Наконец, на сцену вновь выступила частная благотворительность – чье влияние, однако, оказалось сильно ослаблено. Ранее ее основу составляла помощь помещиков, но вследствие беспорядков на селе в 1905 г. многие усадьбы были разорены (почти везде уничтожались рабочий инвентарь и даже скот), а их владельцы бежали в города и не имели возможности принять участие в оказании помощи. Кроме того, после холодного принятия их усилий крестьянством в 1890-е гг. желания помогать ему в помещичьей среде сильно поубавилось. Разграбление усадеб сказалось и в том, что селяне, во-первых, потеряли традиционные заработки, выручавшие их в прежние годы, а во-вторых – не могли, как прежде, покупать или занимать у помещиков зерно или корма для скота.

При всех проблемах организации частных благотворителей проявили большую активность. Среди них были Вольное экономическое общество, Пироговское общество врачей, Русское техническое общество, Московское общество грамотности, Санкт-Петербургское и Московское евангелические общества, Санкт-Петербургское общество «Копейка». Кроме того, возникли многочисленные частные попечительства, местные общества, союзы, комитеты. Помощь «частников» оказалась серьезным подспорьем для государства, чьи запасы (как Общеимперский, так и губернские продкапиталы) сильно истощились еще в недород 1905 г. По инициативе Центрального комитета по оказанию врачебно-продовольственной помощи населению Министр внутренних дел П.А.Столыпин выпустил циркуляр, направленный на устранение возможных недоразумений и излишних стеснений благотворительной деятельности агентов различных частных обществ со стороны, как пишет А.Ермолов, «местных и по преимуществу низших, иногда не в меру усердных органов администрации».

В целом, за 1906-1907 гг. общая сумма изо всех источников, истраченная на помощь населению пострадавших от недорода территорий, оставила 180 млн. руб. Для удовлетворения семенных и продовольственных потребностей было приобретено, развезено по губерниям и роздано в ссуду 146,4 млн. пудов хлеба. При чем эту цифру не входит хлеб, купленный земствами, а также другими организациями и благотворителями. На снабжение хозяйств кормами в 1905-1907 гг. израсходовано 14 млн. руб.

Последним испытанием в мирное время стал недород 1911 г. Он характеризовался широким, но «пестрым» распространением. Общинные запасы по традиции оказались неполны, так что на закупку хлеба Госказначейство выделило 170 млн. руб. На снабжение кормами в 1911-1912 гг. истрачено 9-12 млн., выдавались ссуды на прокорм (так, в Сибири выдавали по 300 руб. пособия на корову), распределено на льготных условиях 16 тыс. лошадей. Общественные работы для крестьян в качестве эксперимента решили в этот раз сделать основным видом помощи. На их проведение ассигновано 42 млн. руб., причем 84% суммы пошло на заработную плату. В благотворительной деятельности в 1911 г. монополия была закреплена за финансировавшимися государством организациями (Красный Крест и пр.) – это мотивировалось широким размахом, который приняла антиправительственная пропаганда во время голода 1905-1907 гг. Даже общеземская организация не получила из казны ни рубля. Тем не менее, помощь приняла широкий размах: голодающим было выдано 222 млн. порций, под руководством священников и учителей только в Поволжье было открыто более 7000 столовых при школах, где детям выдали 24 млн. обедов. Надо отметить, что, несмотря на запрет частной благотворительности, отряды, организованные на средства жертвователей и земств, все равно действовали, не без помощи местных администраций обходя распоряжения центра. Они, как и в прошлые годы, открывали бесплатные столовые для населения, занимались санитарно-медицинской помощью.

В целом, кампания была проведена на очень высоком уровне – и показательно, что государство, оба раза имея в руках полный контроль над ситуацией (1901 и 1911 гг.), сумело не допустить голодной смертности. К тому же прогресс сельского хозяйства за годы Столыпинской реформы обусловил повышение урожайности всех сельскохозяйственных культур, что вкупе с широкомасштабной госпомощью помогло крестьянам без потерь пережить тяжелый период.

Таким образом, можно видеть, что в России к началу ХХ в. была сформирована целостная система перераспределения продовольственных ресурсов, которая эффективно функционировала в периоды неурожаев и при истощении в крестьянских хозяйствах запасов хлеба. Кроме того, постоянно предпринимались дополнительные меры по поддержанию хозяйств жителей пораженных неурожаем территорий. Активно участвовала в деле помощи пострадавшим общественность России, что имело следствием широкое развитие благотворительности, формирование действенных структур оказания помощи населению.

В.Круглов

Монархистъ № 70, 2010, АРХИВ

К СОДЕРЖАНИЮ

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ


Русская публицистика

Василий Орехов


Несколько слов о монархии


Празднование королевского юбилея в Англии произвело глубокое впечатление на все народы. Оно показало, что не угасли еще монархические чувства и казавшаяся многим устаревшей идея монархии жива в сердцах одного из самых великих народов мира.

Россия не участвует в празднике Британского Короля, но русская эмиграция не может забыть родственных уз, связывавших Великобританию и Россию.

Забыто всеми злодейское убийство нашего Государя, настолько забыто, что даже в справедливых речах, оценивающих ничтожество и пошлость советской власти, говорят только о настоящей сущности большевизма, совершенно забывая тот вызов, который бросили большевики всему цивилизованному миру 17 июля 1918 года. Забыли все, кроме нас… И вот, перенесшие весь ужас и позор Екатеринбургского злодеяния, мы глубоко счастливы видеть в некогда дружественной России стране те же чувства, которые так долго и непоколебимо сохранял Русский народ к своим Императорам.

Рано хоронить монархию. Пройдут времена угара и неразберихи и во многих еще странах возвратятся народы к форме правления, освященной традициями, любовью к прошлому и верой в промысел Господень.

Было бы, однако, неправильным с нашей стороны всемерно идеализировать все то, что было в старой России. Не бередя старых ран, не занимаясь ненужной сейчас критикой, надо признать, что многое было у нас неблагополучно, но так же смело можно утверждать, что Российская Империя шла к большому совершенствованию во всех областях своей жизни. Под историческим покровом Монархии Россия должна была выполнить грандиозную задачу упрочения и прогресса всех народов, входивших в ее состав.

Мы не можем причислить себя к партизанам монархии «во что бы то ни стало»: при любой национальной власти в России, власти, не порывающей связи с ее историческим прошлым, мы будем честно и нелицемерно служить Российскому Государству. Но в монархии мы продолжаем видеть форму правления, которая единственно сможет объединить все разнообразные части нашей Империи.

Наши мысли о монархии были бы неполными, если мы не коснемся той роли, которую, по нашему мнению, должны были сыграть за рубежом России представители Ее Династии.

1) Быть вне эмигрантского политиканства и дрязг.
2) Не возглавлять ни одной из многочисленных эмигрантских партий.
3) Не патронировать ни одного из политических движений.
4) Возглавлять все старания эмиграции к пресечению широко распространенной клеветы о старой России.

В соблюдении этих пунктов, по нашему мнению, залог укрепления престижа Императорского Дома, Глава которого должен был бы являться верховным арбитром во всех вопросах нашего бытия. И, наоборот, горе той Династии, которая свяжет себя с каким бы то ни было политическим течением и этим перенесет на себя неизбежную критику, упреки и нападки. Такому риску подвергать Императорский Дом могут или люди, не думающие о завтрашнем дне или, наоборот, те, кто сознательно решил навсегда поколебать к Династии освященное веками доверие, любовь и преданность.

Василий Орехов

Монархистъ № 70, 2010, АРХИВ

К СОДЕРЖАНИЮ

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ


М. Никольский

 

О чувстве меры и исторической справедливости. Еще раз о церковно-государственных отношениях при Петре I

Никогда не предполагал, что однажды мне придется выступать «адвокатом» Императора Петра I, ибо сам не раз выступал с критикой осуществленных им Великих западнических реформ. Но вот теперь приходится «заступаться» и за царя-реформатора.

Получившая ныне довольно широкое распространение огульная, безоглядная и часто совершенно несправедливая критика, в которой Государь предстает этаким убежденным безбожником, «революционером на троне», не имевшим иных целей, кроме погубления Церкви и Святой Руси, ничуть не лучше имевшего место в прошлом столь же неумеренного и бездумного почитания «священных заветов Петра Великого». Ни то, ни другое нимало не приближает нас ни к исторически объективной оценке роли Петра I в истории России, ни к пониманию того, каких ошибок нужно избегать нам в будущем.

Непосредственным поводом к написанию этой небольшой статьи стала публикация в газете «Монархист» (№62-63) работы К.Товбина «Церковно-государственные отношения при Петре I». Автор, стоя будто бы на консервативно-православных позициях, самым критическим образом оценивает действия Государя в отношении Церкви, с достойным лучшего применения прилежанием повторяя раскольничью хулу про «царя-антихриста». При этом совершенно не делается попытки разобраться в реальном положении Церкви и государства и в их взаимоотношениях в конце XVII – начале XVIII вв. Более того, из критики петровских преобразований автор делает парадоксальный для православного консерватора вывод о необходимости отделения Церкви от государства.


Личность Петра I и его отношение к вере

Прежде всего, необходимо отметить, что, безусловно, Петр I ни коим образом богоборцем или невером не был. Действительно, в юности он позволял себе непристойные забавы и развлечения («всепьянейший синод» и пр.), но при трезвом рассмотрении вопроса совершенно очевидно, что это были, выражаясь современным языком, «тинейджерские выходки», а не сознательная, продуманная позиция по отношению к Церкви и религии вообще.

Петру I принадлежит ряд изречений которые наглядно демонстрируют его отношение как к вере в Бога, так и к безбожию. «Кто не верует в Бога, тот или сумасшедчий, или с природы безумный. Зрячий Творца по творениям познать должен», говорил он. И еще: «Кто забывает Бога и заповедей Его не хранит, тот при всей своей работе не будет иметь успеха и мало пользы получит».

В 1693 г. он писал матери, Царице Наталье Кирилловне: «Изволила ты писать, что передала меня в паству Матери Божией. И такого пастыря имеючи, почто печаловать? Тоя бо молитвами и предстательством не точию я один, но мир весь сохраняет Господь».

А вот взгляд Петре I на атеистов: «Они почитают себя умнее других людей, а не понимают даже того, что дерзкими своими речами обнаруживают только свое нечестие, невежество и гордость: нечестие потому, что явно презирают откровенное в Священном Писании Слово Божие, на котором Религия основывается; невежество потому, что не имеют столько разума и просвещения, сколько потребно для познания истины Христианской Религии; а гордость и высокомерие потому, что почитают себя умнее и хотят быть уважаемы более других людей в обществе и ученых мужей, доказавших основательно в своих сочинениях истину Христианской Религии, и даже предпочитают себя целым Соборам Церковных Отцов, из которых последний имел больше разума и достоинства, нежели целая толпа таких безрассудных и наглых проповедников глупости и злобы, которых правила необходимо должны произвести в гражданском обществе безпорядок и неустройство».

Известно также, что Петр I любил петь на клиросе и читать Апостола. Читал он в Великую Субботу паремии в Соловецком монастыре (кстати, основатель Голгофо-Распятского скита, подвижник и прозорливец иеромонах Иов некоторое время был духовником царя).

Петр много жертвовал на создание, возрождение и украшение храмов и монастырей. В Преображенском соборе Соловецкого монастыря его повелением в 1697 г. был построен иконостас. В этой же обители на Заячьем острове им была построена в 1702 г. церковь. После чудесного спасения от бури на Белом море в 1694 г. по молитвам к праведным Соловецким инокам Ионе и Вассиану, Петр повелел установить им местное празднование. Когда ему донесли о большом пожаре в Киево-Печерской лавре, он спросил «А икона Успения?». Доложили, что она спасена, царь ответил: «Ну так лавра цела!».

Петром I был возобновлен Новгородский Перекомский монастырь, а также знаменитая Валаамская обитель 100 лет после шведского разорения простоявшая пустой. Его повелением построен храм в Вознесенском монастыре в Смоленске. Царь сам разработал проект храма Свв. Петра и Павла, возведенного на выделенные им средства в 1705-1723 гг. на Новой Басманной ул. в Москве. На посланные им деньги в Белгороде был в 1693-1709 гг. построен первый каменный храм – Николо-Успенский. И так далее, и тому подобное: можно перечислить десятки храмов, деньги на строительство и обустройство которых направлялись Петром I. По подсчетам исследователей, только в Санкт-Петербурге его волей было возведено не менее 9 храмов.

Именно в процессе основания новой столицы для России очень ярко проявились религиозные воззрения царя. Само ее название говорит о посвящении Св. Петру. Первые здания, которые закладываются в городе – до дворцов и особняков, Летних садов и 12 коллегий, Адмиралтейства и верфей – Свято-Троицкий храм и Петропавловская крепость с Петропавловским же храмом (сначала деревянным, затем каменным). Для утверждения «Санкт-Питерсбургха» как духовного центра Петр I торжественно переносит в новую столицу мощи Св. Великого Князя Александра Невского, который в этих краях разбил шведов, и основывает Александро-Невскую лавру. Примечательны и памятники, которые ставил царь в честь своих побед над неприятелем под Полтавой и при Гангуте – церкви Сампсоньевская и Пантелеймоновская в Санкт-Петербурге.

Зная все это, можно ли говорить о Петре I, как о безбожнике и враге Церкви? Очевидно, что нет. Тем не менее, мы знаем, что его реформы нанесли Церкви серьезный урон. Говорит это о том, что царь «не ведал, что творил», исходил из неверных предпосылок и, желая принести пользу, совершил множество серьезнейших ошибок, которые самым тяжелым образом сказались в будущем.


Русская Церковь в конце XVII – начале XVIII вв.

Новоявленные критики Петра I в своих писаниях исходят из того, что Великих западнических реформ в Русской Церкви, да и в России в целом были «тишь, гладь да Божья благодать». Это, конечно, не верно. Совсем недавно Церковь пережила ряд тяжелейших, трагических событий, происхождение которых было не внешним, но сугубо внутренним, внутрицерковным.

Первым их источником была наметившаяся еще со времени печально знаменитых уний Греческой Церкви с папежниками в XV в. «суверенизация», «этнофикация», обособление Русской Церкви, почитание прочих православных «недоверами», подозрительное отношение к единоверцам на Востоке и в Европе. В XVI в. знаменитый Столглав принимает ряд сомнительных постановлений, касавшихся «догматизации» традиционной русской обрядности. Пресечение древней правящей династии и Великая Смута добавили неприязни не только к полякам и католикам, но любым иностранцам вообще.

К середине XVII в. сознание собственной религиозной исключительности вполне утвердилось в русском церковном сознании. При этом, оно сочеталось с особой приверженностью к «своему» обряду (кстати, в разных частях России довольно разномастному). И это несмотря на то, что, если взглянуть на церковные документы XVI-XVII вв., можно найти множество постановлений, приказов, распоряжений, направленных на многочисленные непорядки и искажения, в том числе и в обрядовой стороне церковной жизни. Собственно, и Стоглавый собор 1551 г. собирался, в том числе, и с целью исправления канонических нарушений, принятия мер для борьбы с невежеством духовенства и пр.

Вторым источником трагедии Русской Церкви в XVII в. невольно стал Патриарх Никон, который, как и все «ревнители древлего благочестия» искренне стремился совершенствованию церковной жизни, и, как ни парадоксально, тоже «не ведал, что творил». Его грубые, невоздержанные действия и папоцезаристская позиция в сочетании с невежеством «ревнителей»-раскольников, при «благих намерениях» и той, и другой стороны, во многом подорвали единство Русской Церкви в середине XVII в.

Общее состояние благочестия духовенства, его духовной деятельности и образованности было не на высоте. И проблема эта была застарелой. Еще в 1640-е гг. для исправления ситуации образовался «Кружок ревнителей древлего благочестия», в который входили духовник царя Стефан Вонифатьев, Федор Ртищев, Никон, Иоанн Неронов, Аввакум и др. Но начинание погубил раскол – члены «Кружка» оказались «по разные стороны баррикад».

Ситуацию «на местах» прекрасно характеризуют слова св. Димитрия Ростовского, так описывавшего положение дел в древнейшей Ростовской епархии, куда он был назначен в 1702 г.: «Сеятель не сеет, а земля не принимает, иереи не берегут, а люди заблуждаются, иереи не учат, а люди невежествуют; иереи Слова Божия не проповедуют, а люди не слушают… С обеих сторон худо: иереи глупы, а люди неразумны». И далее, «бытовые», так сказать, подробности. «Иерейские сыновья приходят ставиться на отцовские места; мы их спрашиваем: давно ли причащались, и они отвечают, что и не помнят, когда причащались… Как могут радеть о Святой Церкви люди, домашних своих к св. причащению не приводящие?». Допустим, «краски сгущены», но пишет это человек, которого никак нельзя заподозрить в попытках оклеветать или очернить Церковь, значит описанное было реальной проблемой.

Или возьмем другой пример. После присоединения к Русской Церкви временно отпавших епархий Малороссии, которые, находясь под властью Речи Посполитой подпали под латинское влияние и привнесли на Русь папежкое учение о времени преосуществления Св. Даров. Русские богословы держались православного учения. Но объяснить, доказать свою правоту они фактически оказались неспособны. За верное мнение держались по традиции, «по старине», не задумываясь, не понимая, почему именно так. В итоге аргументировано противостать латинскому влиянию смогли только ученые греки, братья Лихуды, прибывшие в Москву в 1685 г.


Главная ошибка Петра Великого

Зная все нелады и нестроения в церковной жизни, Петр I, со свойственными ему самоуверенностью, безапелляционностью и напористостью, решил и здесь «навести порядок». Будучи, пусть даже неосознанно, сторонником «передового» по тем временам учения о том, что все непорядки происходят от недостатка просвещения с одной стороны и государственного контроля, с другой, он решил эти недочеты устранить.

Не будучи укоренен в церковной традиции (тоже, кстати, интересные вопрос, почему случилось именно так; может быть, боярской олигархии, правившей от имени юных царей, следовало чуть более внимания уделять их воспитанию?), Петр начинает реформирование жизни Церкви без оглядки на историю.

Чтобы правильно оценивать действия Петра I и результаты церковных реформ, нужно усвоить принципиально-важную «точку отсчета»: царь, в меру своего понимания (надо признать – весьма ограниченного), стремился принести Церкви не вред, а пользу. И пагубность многих начинаний происходит не из злонамеренности Петра, но из непонимания им многих «самоочевидных» для нас сегодня вещей.

Кроме всего прочего, здесь мы имеем дело с очень характерным в последнее время явлением в российской историко-политической публицистике. Условно его можно назвать «обратной ретроспективой». Суть ее заключается в том, что мы, зная последствия тех или иных действий исторических персонажей, с «высоты» нашего «всеведения» легко указываем кто, где и в чем ошибся. Этот подход не просто антиисторичен, но и крайне пагубен для здравого взгляда на те или иные события. Как гласит русская поговорка: «знал бы, где падать, соломки бы подстелил». Очевидно, что для оценки каких-либо действий нужно исходить из той обстановки, в которой находится деятель, какие задачи решал и какие методы использовал.

Наше знание о пагубности результатов тех или иных мер нужно использовать для приложения усилий к недопущению подобных ошибок в будущем, а не для воздвижения хулы на исторических деятелей.

Итак, реформа Петра I была ошибочна не по намерениям, но по методам, по отрыву от вековой русской и православной традиции. Шла она по двум главным направлениям – преобразование (точнее, по сути, создание) системы духовного образования и изменение церковного управления.

М.Никольский

К СОДЕРЖАНИЮ                             

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ

 SpyLOG

Монархистъ №  62-63, 2007, АРХИВ
Copyright © 2001   САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ОТДЕЛ РОССИЙСКОГО ИМПЕРСКОГО СОЮЗА-ОРДЕНА
EMAIL
- spb-riuo@peterlink.ru

Хостинг от uCoz
Хостинг от uCoz