В великий
праздник Торжества Православия, архиепископ
Тираспольский и Дубоссарский Юстиниан, проводя
чин анафематствования во всех соборах Тирасполя,
Бендер и Рыбницы, возгласил анафему гетману
Ивану Мазепе, памятник которому руководство
Приднестровья намеревается установить у
Бендерской крепости.
Напомним, 14 октября 2008 года, в присутствии ряда
приднестровских чиновников, депутатов
Верховного Совета ПМР, представителей
украинских общественных организаций, учащихся
украинской гимназии и сотрудников посольства
Украины в Молдавии была торжественно открыта
плита, заложенная в основание памятника гетману
Мазепе, что вызвало волну возмущения не только в
Приднестровье, но и далеко за его пределами.
Одним из первых публично осудил эту
кощунственную акцию архиепископ Тираспольский и
Дубоссарский Юстиниан. Регенту Архиерейского
хора диакону Вячеславу Лукановскому, обманным
путем втянутому в это постыдное шоу, пришлось
приносить покаяние. 4 марта, отвечая на вопросы
телезрителей в утреннем эфире телеканала ТСВ,
владыка Юстиниан заявил о недопустимости
увековечивания гетмана Мазепы на
приднестровской земле: "Как гражданин, как
архиерей я переживаю этот момент как
недружественный. Ссылаться на то, что Мазепа
некогда топтал эту землю и поэтому нужно
увековечить его память плитой, что произошло в
Бендерах, – это аргументы, притянутые за уши.
Думается, из-за сиюминутной, тактической
конъюнктуры, не стоит вбивать клин между
взаимоотношениями братских славянских
народов". Отметив, что в ближайшее воскресенье
во всех православных храмах будет
провозглашаться анафема врагам Церкви, владыка
заявил: "В этом году, конечно же, необходимо
провозглашение анафемы имени Мазепы. Отлучения
от Церкви с него никто не снимал".
Воскресным утром 8 марта в Преображенском
кафедральном соборе города Бендеры яблоку было
негде упасть. В этот день были отслужены две
Литургии, во время каждой из них более 400 человек
причастились Святых Христовых Тайн. Однако в
ходе второй Литургии, которую возглавил правящий
архиерей, привычный порядок причащения был
изменен. Перед святым причастием, сразу же после
чтения "Отче наш", был отслужен чин
Торжества Православия, дабы причастники
подходили к Чаше, отвергнув лжеучения и
поклонения анафематствованным лжекумирам.
"В этом году мы вынуждены вернуть в чин
анафематствования забытое имя гетмана Ивана
Мазепы, – объяснил секретарь Тираспольской
епархии иеромонах Никодим (Балясников). –
Причиной этому является стремление некоторых
сил в соседней Украине в угоду политической моде
поднять на свои знамена имя этого преступника
перед Отечеством и Верой. Гетман Мазепа
преступил клятву, приведя на православную землю
еретика Карла XII, целью которого был не только
захват и расчленение Государства Российского,
но, вместе с тем, попрание Православной веры и
обращение нашего народа в лютеранскую ересь. К
нашему великому стыду, анафематствованного
Церковью гетмана пытаются возвеличить и
некоторые политики в Приднестровье. Чем это
является, как не вторичным предательством нашей
истории, нашей Церкви и православной веры?".
Возгласив 12 анафематствований (включая
анафематствование бывшего митрополита Филарета,
дерзающего именовать себя "патриархом
Киевским и всея Руси-Украины"), владыка
Юстиниан отдельно возгласил чин
анафематствования, составленного митрополитом
Рязанским и Муромским Стефаном (Яворским):
"Новый изменник нарицаемый Ивашка Мазепа,
бывый Гетман Украинский, или паче антихристов
предтеча, лютый волк овчею покрытый кожею, и
потаенный вор, сосуд змиин, вне златом
блестящийся, честию и благолепием красящийся,
внутрь же всякия нечистоты, коварства, злобы
диавольския, хитрости, неправды, вражды,
ненависти, мучительства, кровопролитиа и
убийства исполненный. Ехиднино порождение, иже
аки змий вселукавый, яд свой злаго умышления на
православное государство чрез долгое время
начальства своего потаенный, изблева 1708 года в
месяце Декемврии презрев толикая благодеяния
Божия, и крайнюю неизреченную к себе Государеву
милость и любовь, ковалерством превысоким от
Него почтенный. Сломал веру и верность на
крестном целовании обещанную и утвержденную.
И аки вторый Иуда предатель отвержеся Христа
Господня и благочестивыя державы
Благочестивейшаго Государя нашего Царя и
Великаго князя Петра Алексиевича, всея Великия и
Малыя и Белыя России Самодержца. И привержеся
врагу Божию и святых Его, проклятому еретику
королю шведцкому Карлу второму надесять,
впровадил его в малороссийскую землю иже Церкви
Божия и места святая осквернил и разорил. И бысть
ему шведцкому королю помощник и поборник в брани,
и на благодетеля своего и Государя,
разбойническую воздвиже руку, хотя
малороссийскую землю аки прегордый люцыфер
хоботом своим изменническим, и разбойническим,
от благочестивой и великороссийской державы
отторгнути.
Но не поможе ему Господь сил тое свое диавольское
умышление и злобу совершити; ибо силою Божиею,
мужеством же и храбростию, непреодоленнаго
монарха нашего: Благочестивейшаго Государя
нашего Царя и Великаго князя Петра Алексиевича
всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержца; и
Его победоноснаго воинства побеждены суть вся
полки неприятельския, под городом Полтавою, в
прошлом в 1709 году, месяца Иуния в 27 день, тако
преславно, яко едва сам король свейский и оный
изменник Мазепа убеже к Турскому порту под
защищение. И тамо окаянный по немногих днех злобу
свою, и житие сконча, и хотя взыйти на небо, и быти
подобен вышнему, до ада низведеся.
Темже яко сын погибели за таковую свою измену
отступничество от благочестивой державы,
предательство же и поднесение рук
разбойнических и брани на Христа Господня,
своего благодетеля и Государя, со всеми своими
единомысленники, скопники и изменники, да будет
проклят. Анафема!".
Хор сослужившего ему духовенства, опуская свечи
огнем вниз, дважды возгласил: "Анафема!
Анафема!" Затем, по чину Торжества Православия,
хор провозгласил "Вечную память" всем
защитникам Православия, в том числе правоверному
Императору Юстиниану, праведной Царице Феодоре,
святой благоверной княгине Ольге, святому
равноапостольному князю Владимиру, святому
благоверному князю Александру Невскому, а также
святому благоверному воеводе Молдавскому
Стефану Великому.
По окончании причастия владыка Юстиниан
обратился со словам поздравления к женщинам,
собравшимся в этот день в храме: "Я за свою
жизнь никогда не поздравлял женщин с 8 марта. Не
наш это праздник. Его история восходит к
иудейскому празднику Пурим в честь
ветхозаветной царицы Есфири. Однажды, когда
Пурим выпал на 8 марта, революционеры, бывшие в
большинстве своем еврейского происхождения,
установили в этот день празднование
"международного женского дня". Но почему мы,
православные верующие, должны праздновать этот
праздник с иудейскими корнями?"
Однако, отметил владыка, именно Торжество
Православия является настоящим православным
женским праздником: "В этот день мы чествуем
святую праведную царицу Феодору, восстановившую
почитание святых икон. Этот день мы по праву
можем называть истинным православным женским
днем. С праздником вас, дорогие сестры!".
Русская
линия |