В
Симферополе, в штаб–квартире Русской общины
Крыма, состоялсь философско–научные чтения на
тему: «Вклад Н.Я.Данилевского в культуру Русского
мира», посвященные 186–летию со дня рождения
ученого.
Чтения проводились по инициативе Русской общины
Крыма, при поддержке Верховного Совета Крыма,
Фонда «Русский мир», Института стран СНГ. К
участию в чтениях приглашены ученые – философы,
историки, географы, культурологи, политологи,
представители других наук, специализирующиеся в
области изучения научного наследия Н.Я.
Данилевского – выдающегося русского ученого,
мыслителя, одного из первооткрывателей теории
цивилизаций, который большую часть жизни прожил
в Крыму.
В рамках философско–научных чтений был проведен
Круглый стол на тему о значении творчества
Н.Я.Данилевского и его влиянии на оценку
политических и социальных процессов,
происходящих на постсоветском пространстве.
Николай Яковлевич Данилевский (1822 – 1885) –
естествоиспытатель, философ, публицист,
культуролог. Из дворян. В 1842 Данилевский окончил
императорский Царскосельский лицей; служил в
Канцелярии Военного Министерства, в 1847 – окончил
естественный факультет Петербургского
университета со степенью кандидата, затем
получил степень магистра. Публиковался в
«Отечественных записках».
В июне 1849 арестован в Тульской губернии,
доставлен в Петербург и заключен в
Петропавловскую крепость за связь с
петрашевцами. В ноябре 1849 освобожден, затем
выслан в Вологду под надзор полиции. В 1857
причислен к Департаменту сельского хозяйства
Министерства государственных имуществ.
Участвовал в ряде научных экспедиций. В 1879
назначен директором Никитского ботанического
сада.
В 1879 приступил к написанию работы «Дарвинизм.
Критическое исследование», которую определил
как «естественное богословие», суммировав
доводы антидарвинистов. Труд не был доведен до
конца из-за скоропостижной смерти Данилевского.
Основные идеи Данилевского отражены в работе
«Россия и Европа», в которой он изложил теорию
культурно-исторических типов. Согласно этой
теории, общечеловеческой цивилизации нет и быть
не может, существуют только различные
культурно-исторические типы цивилизаций.
Концепции единства мировой истории он
противопоставлял биологическую модель
исторического процесса, отвергая наличие
общечеловеческих идеалов.
Основываясь на теории культурно-исторических
типов, можно говорить не о едином
общечеловеческом процессе, а о разнообразии
специфических видов культурных типов.
Главное внимание Данилевский уделял
германо-романскому и славянскому типам, считая
славянский тип более перспективным и
прогнозируя, что в будущем возглавляемое Россией
славянство займет на исторической сцене место
германо-романского типа, который переживает
упадок. На смену Европе, по прогнозам
Данилевского, должна прийти Россия с ее миссией
объединения всех славянских народов и высоким
религиозным потенциалом.
В России необходима сильная власть и строгая
централизация. Данилевский был убежден в
необходимости сохранения неограниченной
монархии. Конституция и парламент, с точки зрения
Данилевского, возможны в России «только как
мистификации, как комедия».
Идеи Данилевского вызвали интерес у К.Н.
Леонтьева, считавшего себя его учеником, Ф.М.
Достоевского, К.Н. Бестужева-Рюмина, Д.А. Хомякова,
В.В. Розанова, П.А. Сорокина, В. Шубарта, а так же
критические отклики Н.И. Кареева, П.Н. Милюкова,
Н.К. Михайловского, К.А. Тимирязева; предвосхитили
построения западных мыслителей (О. Шпенглер, А.
Тойнби и др.).
По материалам СМИ |