Челябинск
окунется в атмосферу русского искусства XIX века.
На сцене оперного театра начались репетиции
знаменитых императорских балетов. Партитуры
многих постановок были вывезены из России после
революции 1917 года и долгое время считались
утерянными. Спустя почти 100 лет самый известный
эксперт по старинной хореографии -
художественный руководитель балета Большого
театра в Москве - решил возродить уникальные
постановки на челябинской сцене.
Его называют единственным в России
хореографом-реставратором, он по праву носит
звание самого тонкого знатока классического
балетного наследия. Юрий Бурлака - балетмейстер,
возродивший не один десяток старинных
спектаклей Русского императорского театра. Он
работал в Австрии, Японии и Америке. Но на этот
раз свои творческие замыслы решил воплотить на
челябинской сцене. "Не так много у меня было
возможности проявиться. Если они и были, то были
на западе, - говорит Юрий Бурлака, художественный
руководитель балета Большого театра. - Для России
я, так сказать, подпольный
балетмейстер-реставратор, хотя и занимаюсь этим
давно".
"Золотой век русского императорского
балета" - постановка, которую уже сейчас можно
назвать главным культурным событием Урала. Пять
фрагментов из пяти старинных спектаклей: "Фея
кукол", "Сильфида", "Подводное
царство", "Пахита" и, наконец,
"Пробуждение Флоры". Обретение последней
партитуры развивалось в лучших традициях
детективного жанра. После революции ценные
рукописи были вывезены из России, долгое время
путешествовали по Европе и лишь спустя 100 лет
впервые были выставлены на продажу на
международном аукционе. "Я узнал о
существовании этой коллекции, стал
интересоваться, - рассказывает Юрий Бурлака. - Мне
удалось получить каталог. Я увидел, что там лежат
несметные сокровища! Так как я был еще и
танцовщиком, то мне это тоже было
небезразлично".
Впрочем, за расшифровку рукописей брались
многие, а ключ к секрету находили единицы. Юрий
Бурлака - один из немногих, кто сумел разгадать
"код императорского балета". Но хореограф
уверен: точное воспроизведение старинного
балета сегодня практически невозможно.
Изменилась эстетика танца и сами балерины.
"Эстетика человеческого тела изменилась по
сравнению с театром Петипа XIX века. Все были
гораздо ниже ростом, другая была техника", -
объясняет Юрий Бурлака.
Освоить раритетные па - главная задача танцоров
челябинской труппы. Главная задача работников
постановочного цеха - воплотить замыслы
московских художников Елены Зайцевой и Альоны
Пикаловой. Костюмы и декорации нового спектакля,
воссозданные по эскизам XIX века, обещают стать
самыми яркими и дорогими в истории челябинского
театра.
ГТРК
«Южный Урал» |