В Тюменском
музее изобразительных искусств открылась
выставка фотографий учителя императорских детей
Пьера Жиляра "Последние дни Романовых". Она
будет действовать до 13 мая.
В экспозиции "Последние дни Романовых",
организованной Государственным центром
фотографии (Санкт-Петербург), посольством
Швейцарии в Москве и консульством в
Санкт-Петербурге, представлены современные
отпечатки со стеклянных негативов из личного
архива Пьера Жиляра, хранящиеся в библиотеке
Лозанны и музее фотографии Musee del` Elysee.
В 1913 году, следуя традиции приглашать гувернером
швейцарца, на пост наставника цесаревича
пригласили Жиляра. Он имел возможность
разглядеть жизнь императорского семейства в
мельчайших бытовых деталях, теперь эти жизненные
детали можем увидеть мы.
Мальчик в матроске остановился на бегу, сведя
брови и приоткрыв от любопытства рот, глядит
прямо в камеру. Мать улыбается кому-то смущенная
и довольная. На заднем плане человек берет что-то
со скамьи. "Александра Федоровна с сыном в
Левадии, 1911 год".
Царские дочери в одинаковых вязаных шапочках
пошли за грибами. Император засыпал сына песком
на пляже. Обитатели Царского села копаются на
грядках, а потом девчонки отдыхают, валяются на
старых подстилках вместе со своими собачками.
Слон свободно гуляет по Царскосельскому парку.
Царское село, февраль 1917 года: пять лысых голов
выглядывают из-за ширмы. Дети обриты после кори.
Тобольск, 1918 год: Жиляр и Николай Романов пилят
бревно. Обычные мужики. Веселятся. Для них в этот
миг есть только эта пила, бревно и напарник.
Пьер Жиляр поехал с Романовыми в ссылку и был с
ними до страшной летней ночи 1918 года. Каким-то
чудом избежал гибели. Тайно передал фотоархив
консулу Великобритании, а тот - французскому
генералу, который вернул негативы хозяину,
который вырвался из мясорубки российской
гражданской войны лишь в 1920 году.
|