Среди многочисленных
публикаций, посвященных рассмотрению правовых,
моральных и духовных аспектов реабилитации
Святых Царственных Страстотерпцев Государя
Императора Николая II
и Членов Его Августейшей Семьи, в ряде средств
массовой информации прозвучали высказывания
некоторых священнослужителей, противоречащие
позиции Русской Православной Церкви по данному
вопросу. Однако данные частные заявления
совершенно необоснованно и ложно преподносятся
в качестве мнения Московского Патриархата. В
связи с имевшим место дезинформированием
общественности, Канцелярия Е.И.В. доводит до
всеобщего сведения следующие обстоятельства.
- В соответствии со святыми канонами и Уставом
Русской Православной Церкви выступать от Ее
Имени и оглашать Ее официальную позицию, помимо
высших органов церковной власти – Поместного и
Архиерейского Собора, могут только Святейший
Патриарх и Священный Синод.
- Русская Православная Церковь, высказав свою
официальную позицию, не меняет её в угоду какой
бы то ни было конъюнктуре
.
В “Послании Патриарха Московского и всея Руси
Алексия II и Священного Синода Русской
Православной Церкви к 75-летию убиения Императора
Николая II и Его Семьи” от 17 июля 1993 года
говорится: “необходимо
рассмотреть все аспекты екатеринбургского
преступления – нравственные, правовые,
политические. Это нужно не только для
установления исторической истины, но и для того,
чтобы государственная власть законодательно
осудила совершенное злодеяние, восстановив тем самым преемство
своей верности закону и нравственности”.
Вплоть до настоящего времени
правовой аспект цареубийства не рассмотрен, и казнь Царской Семьи не осуждена
законодательно, чем и вызвано требование Главы
Российского Императорского Дома Е.И.В.
Государыни Марии Владимировны о реабилитации
Святых Царственных Страстотерпцев – Ее
Августейших Родственников.
Архиерейский Собор Русской Православной
Церкви, проходивший 13 – 16 августа 2000 года, принял
решение о канонизации Царской Семьи. В
определении Собора говорится: “Прославить как
страстотерпцев в сонме новомучеников и
исповедников Российских Царскую Семью:
Императора Николая II,
Императрицу Александру, Царевича Алексия,
Великих Княжон Ольгу, Татиану, Марию и Анастасию.
В последнем православном Российском Монархе и
Членах Его Семьи мы видим людей, искренне
стремившихся воплотить в своей жизни заповеди
Евангелия. В страданиях, перенесенных Царской
Семьей в заточении с кротостью, терпением и
смирением, в их мученической кончине в
Екатеринбурге на 4/17 июля 1918 года был явлен
побеждающий зло свет Христовой веры подобно
тому, как он воссиял в жизни и смерти миллионов
православных христиан, претерпевших гонение за
Христа в ХХ веке”
(Юбилейный Архиерейский Собор Русской
Православной Церкви. Храм Христа Спасителя 13 – 16
августа 2000 года. Материалы. М. 2001. С. 269 ). Русская Православная Церковь
установила и засвидетельствовала своим Актом
канонизации Царской Семьи в лике страстотерпцев,
что Государь Император Николай II, его супруга и дети были лишены
жизни за веру “мятежниками и убийцами, боровшимися
за овладение властью или
за удержание ее”; “активными
богоборцами, прикрывающими свои идеологически
мотивированные злодеяния мнимой толерантностью
в отношении самих носителей христианской веры и
благочестия”. Комиссией Священного Синода
по канонизации прямо сказано: “И жертвы политических
убийств могут быть святыми страстотерпцами,
так как их убивали как символ Православной Руси”.
(Материалы, связанные с вопросом о канонизации
Царской Семьи. М.: Синодальная комиссия Русской
Православной Церкви по канонизации святых, 1996. –
С. 11–19). “В богослужебной и
житийной литературе Русской Православной Церкви
слово “страстотерпец” стало применяться к тем
русским святым, которые, подражая Христу, с
терпением переносили физические, нравственные
страдания и смерть от рук политических
противников” (Юбилейный
Архиерейский Собор Русской Православной Церкви.
Храм Христа Спасителя 13 – 16 августа 2000 года.
Материалы. М. 2001. С. 269 ). “Последовательно и
методично убивая всех попавших им в руки
Романовых, - утверждает Председатель
Синодальной Комиссии по канонизации святых
Высокопреосвященный Митрополит Крутицкий и
Коломенский Ювеналий (Поярков) в докладе
Юбилейному Архиерейскому Собору 2000 года, -
большевики прежде всего руководствовались идеологией,
а потом уже политикой – ведь в народном
сознании Император еще продолжал оставаться
Помазанником Божиим, а вся Царская Семья
символизировала Россию уходящую и Россию
уничтожаемую”. (Юбилейный
Архиерейский Собор Русской Православной Церкви.
Храм Христа Спасителя 13 – 16 августа 2000 года.
Материалы. М. 2001. С. 82). Говоря в целом о
новомучениках и исповедниках российских,
митрополит Ювеналий в своем докладе придает
особое значение факту реабилитации государством
всех, замученных и подвергнутых гонениям за
Христа богоборческим коммунистическим режимом
(см. Юбилейный Архиерейский Собор Русской
Православной Церкви. Храм Христа Спасителя 13 – 16
августа 2000 года. Материалы. М. 2001. С. 73-74).
Церковь и государство обладают различными
природами и имеют каждый свое предназначение.
Государство существует для устроения мирской
жизни и использует для этого различные средства,
в том числе и право. Право в соответствии с
“Основами социальной концепции Русской
Православной Церкви”, принятыми Архиерейским
Собором 2000 года, есть особая сфера, отличная от
смежной с ней этической сферы: оно не определяет
внутренних состояний человеческого сердца,
поскольку Сердцеведцем является лишь Бог. Однако
поведение и действие людей являются объектом
правовой регламентации, которая и составляет
содержание законодательства. Без права никакое
человеческое сообщество существовать не может.
Права нужны христианину прежде всего для того,
чтобы, обладая ими, он мог наилучшим образом
осуществить свое высокое призвание к подобию
Божию, исполнить свой долг перед Богом и
Церковью, перед другими людьми, семьей,
государством, народом и иными человеческими
сообществами. Задача светского закона не в том,
чтобы лежащий во зле мир превратился в Царствие
Божие, а в том, чтобы он не превратился в ад.
Члены Царской Семьи стали жертвами произвола
тоталитарного богоборческого советского
государства и подверглись политическим
репрессиям по социальным, классовым и
религиозным признакам. 17 июля 1918 года Святой
Страстотерпец Император Николай II был расстрелян по приговору
Президиума Уральского Областного Совета и
признан государством “коронованным
палачом, виновным в бесчисленных кровавых
насилиях русского народа”.
Вместе с ним были расстреляны Члены Его Семьи и
их верные служители. 18 июля 1918 года решение
Уралсобловета было “признано правильным”
высшим органом государственной власти РСФСР –
Всероссийским центральным исполнительным
комитетом. Закон РФ “О реабилитации жертв
политических репрессий” гласит: “За годы
Советской власти миллионы людей стали жертвами
произвола тоталитарного государства,
подверглись репрессиям за политические и
религиозные убеждения, по социальным,
национальным и иным признакам. Осуждая
многолетний террор и массовые преследования
своего народа как несовместимые с идеей права и
справедливости, Федеральное Собрание Российской
Федерации выражает глубокое сочуствие жертвам
необоснованных репрессий, их родным и близким,
заявляет о неуклонном стремлении добиваться
реальных гарантий обеспечения законности и прав
человека”.
Несмотря на то, что Церковь отделена от
государства, ее позиция относительно жертв
политических репрессий по религиозному признаку
является важнейшим критерием в вопросе их
реабилитации, имеющим юридическое значение. Как
известно, право существует в
нескольких формах: в форме законов, в форме
договоров, в форме обычаев, в форме канонического
права и в других формах. В нашем государстве все
они реально существуют и применяются постольку,
поскольку не противоречат Конституции и
законодательству РФ. Акт Русской Православной
Церкви о канонизации в чине страстотерпцев
Императора Николая II и Членов
его Семьи не противоречит какому-либо закону, а
наоборот конкретизирует и развивает положение
Преамбулы Конституции РФ о том, что граждане
имеют право чтить память предков, передавших нам
любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и
справедливость.
В 2003 году Святейший Патриарх Московский и всея
Руси Алексий II, отвечая на вопрос газеты
“Газета”: "Великая Княгиня Леонида
Георгиевна давно добивается юридической
реабилитации Императора Николая II и его семьи,
которые уже два года как канонизированы, но до
сих пор формально считаются преступниками. Ваше
отношение к этому?", ответил:
"Конечно, в таком сложном процессе должны
быть тщательно соблюдены все правовые
формальности, что, наверное, требует времени. Но
процесс реабилитации нужно как можно скорее
завершить. Непонятно, какие здесь могут быть
принципиальные препятствия. Неужели в нашей
стране найдутся люди, до сих
пор считающие, что Император Николай и его семья
на самом деле были преступниками, достойными
смерти? " (Газета
"Газета", 2003, 25 апреля). Таким образом,
Предстоятель Русской Православной Церкви
публично, ясно и
недвусмысленно поддержал правовую инициативу
Российского Императорского Дома.
Из всего
вышесказанного следует, что официальная позиция
Русской Православной Церкви никоим образом не
находится в противоречии с правовой позицией
Главы Российского Императорского Дома Е.И.В.
Государыни Великой Княгини Марии Владимировны, а
напротив, подтверждает её. Святая Церковь,
свершив акт высочайшей духовной значимости о
канонизации Святых Царственных Страстотерпцев,
не только не отрицает, но безусловно признает
важность их юридической реабилитации,
относящейся к сфере деятельности государства.
Что касается высказанных некоторыми
священнослужителями частных мнений, то они не
только противоречат официальной позиции Русской
Православной Церкви, но прямо не согласуются с
принципами морали и доводами разума.
Заявления о том, что “святые не
нуждаются в реабилитации”, бессмысленно. Святые
не нуждаются ни в чем – ни в реабилитации, ни в
канонизации. Канонизация нужна всем нам как чадам земной
Церкви, и реабилитация нужна всем нам как
гражданам государства. Православным не может
быть безразлично, что государство, гражданами
которого мы являемся, юридически продолжает
считать наших Святых Страстотерпцев
“преступниками, достойными смерти”, решение о
расстреле которых было “правильным”.
Заявления о том, что требование о
реабилитации Святых Царственных Страстотерпцев
носит “мелочный характер”, даже неудобно
комментировать. Их можно объяснить только
абсолютной юридической неосведомленностью и
проистекающим из нее пренебрежением к закону.
Ссылки на захоронение в
Петропавловском соборе екатеринбургских
останков как на акт “реабилитации на
государственном уровне” вновь свидетельствуют
о глубочайшем правовом невежестве, и к тому же об
отсутствии способности мыслить логически. Если
то или иное духовное лицо следует официальной
позиции Русской Православной Церкви, не нашедшей
оснований для признания екатеринбургских
останков, то ни с какой точки зрения не понятно, какое отношение имеет
захоронение безвестных останков к реабилитации
Святых Царственных Страстотерпцев. Если же некие
духовные лица признают екатеринбургские останки
мощами Царственных Страстотерпцев, то это
значит, что они ни во что не ставят позицию
Святейшего Патриарха и Священного Синода
Русской Православной Церкви. Но и в этом случае
никакой логики в рассуждениях данных
священнослужителей по поводу реабилитации
Царской Семьи нет. Раз, с их точки зрения,
“реабилитация на государственном уровне
произошла”, то что же мешает Генеральной
прокуратуре РФ выдать справки об этой
реабилитации?
В действительности, политические
декларации не могут заменить право . Реабилитация жертв политических
репрессий – не инструмент политики, а
юридический акт, преследующий целью
восстановление справедливости. Глава Российского Императорского
Дома Е.И.В. Государыня Великая Княгиня Мария
Владимировна заявила: “Реабилитация царской
семьи будет означать торжество права,
справедливости и законности. Этот акт важен
прежде всего для современного Российского
государства. До тех пор, пока Царственные
Мученики не реабилитированы, государство, по
сути, признает правильность их казни и принимает
на себя ответственность за нее. Реабилитация
будет способствовать повышению авторитета
России во всем мире, станет наглядным символом
того, что мрачная страница произвола, беззакония
и террора в нашей истории
действительно закрыта” (Ответы Главы
Российского Императорского Дома Е.И.В.
Государыни Великой Княгини Марии Владимировны
на вопосы журнала “Итоги” // Итоги, 2005, 12 декабря.
– С.24-28).
Относясь с глубочайшим благоговением
к священному сану и избегая персонального
осуждения кого бы то ни было, мы не можем оставить
без ответа заявления, вводящие
соотечественников в соблазн и заблуждение.
Необходимо также отметить, что священный сан ни
при каких обстоятельствах не может и не должен
быть прикрытием для лжи, лицемерия и клеветы.
Глава Российского Императорского Дома
Е.И.В. Государыня Великая Княгиня Мария
Владимировна и верные ей люди
являются верными чадами Русской Православной
Церкви, свято чтут волю и мнение Святейшего
Патриарха Алексия II и в
вопросе о реабилитации Святых Царственных
Страстотерпцев ставят во главу угла позицию
Московского Патриархата, выраженную в актах
церковного права.
А.Н. Закатов,
директор Канцелярии Е.И.В.
|
Г.Ю. Лукьянов,
адвокат Главы Российского Императорского Дома |
|