АРХИВ НОВОСТЕЙ |
29 Апреля 2006 года |
Какой будет Россия: новые проекты |
В феврале 2006 г. Игорь Чубайс презентовал свою книгу "Разгаданная Россия". Как признался сам автор, к этой книге он готовился всю жизнь, а написана она была за четыре месяца, и в ней ему удалось описать национальную русскую идею. Ранее, в ноябре 2005 г., коллективом авторов была написана книга "Проект "Россия", которая была разослана в Кремль, Белый дом, Госдуму, Совет Федерации. 25 апреля в Российском общественно-политическом центре прошла дискуссия на тему "Российская идентичность - к новому пониманию", участниками которой стали представитель авторского коллектива "Проекта Россия", директор Института общественной безопасности Игорь Молодцов, и директор Центра по изучению России при РУДН Игорь Чубайс, автор книги "Разгаданная Россия". Поводом к дискуссии в Российском
общественно-политическом центре на тему
"Российская идентичность - к новому
пониманию" послужил выход в свет книги
директора Центра по изучению России при РУДН
Игоря Чубайса "Разгаданная Россия". В
качестве оппонента выступал директор Института
общественной безопасности Игорь Молодцов -
представитель авторского коллектива нашумевшей
книги "Проект "Россия". Это мероприятие -
первый опыт публичной дискуссии, основную цель
которого определил новый президент Фонда
"РОПЦ" Александр Музыкантский: "В
современном обществе явно обнаруживает себя
культурный раскол, следствием которого является
отсутствие опыта проведения подобных
цивилизованных дискуссий. Но они необходимы,
поскольку общество нуждается в новых решениях в
свете того, что старые позиции себя исчерпали.
Главный вопрос дискуссии - какой должна быть
новая Россия, как ей развиваться дальше". В свою очередь Игорь Молодцов, высказывая мнение авторов "Проекта "Россия", основную проблему общества и власти обозначил как "несоответствие двух типов идентичности: той, которая сформировалась у общества, и той, которая есть у власти. Наше общество исповедует ценности коллективного, общинного существования, тяготеет к семье. А власть, начиная с 17-го года ХХ века, позиционирует себя как большой завод или корпорация. Здесь и заключается основная проблема Российского государства: идентичность власти не совпадает с идентичностью общества". Вторым этапом дискуссии стало обсуждение вопросов "Что является сейчас и что может стать в будущем источником верховной власти в России?" и "Существует ли для России альтернатива демократии?". Игорь Молодцов обозначил три возможных источника верховной власти в России: народ (при демократии), сила (при диктатуре) или Бог (при монархии). В этой связи основой власти и объединяющей силой для русского народа является Православие, "которое для нас является и системой сдержек и противовесов, и основанием легитимности власти от Бога. Было заявлено, что "в настоящее время власть опирается на деньги или же административный ресурс, а народ при этом используется в качестве основного прикрытия политических махинаций, все дальше и дальше показывая абсурдность демократии как идеальной политической системы". Его оппонентом в качестве альтернатив демократии и вариантов выхода из идейного кризиса были обозначены следующие позиции: "Ещё раз вернуться в СССР - исправленный, улучшенный, чуть меньше по размерам, но СССР. Это позиция коммунистов и всех, им сочувствующих. Вторая позиция поддерживается "Яблоком", отчасти СПС. Она заключается в том, чтобы "забыть всё, что было, всё, что мы делали за свою многолетнюю историю и идти западным путём". По мнению Игоря Чубайса, единственно верным для нашей страны будет путь "самовоссоединения с исторической тысячелетней Россией. Есть ценности, есть идеи прошлого, которые нужно вписать в сегодняшнюю действительность, не возвращаясь назад. Вернуться к себе". После обозначения позиций подошли к главному практическому вопросу дискуссии: "Долгосрочные стратегии и неотложные решения: что может и что должно произойти в ближайшие годы". Прогнозы Игоря Чубайса основывались на "русской идее" - понятии не новом для нашей страны. "И его не надо придумывать, а надо выявлять. Русская идея включает в себя Православие, собирание земель и общинный коллективизм". Адаптируя её к современной ситуации, Чубайс обозначил следующий путь возрождения России: "1. Нам нужен пафос собственной истории. 2. Православие для нас - это нравственность и духовность. 3. Россия - самое большое в мире государство, и от количественного роста надо перейти к качественному, нам нужно обустроить страну: вкладывать в здравоохранение, культуру, коммуникации, новые технологии. 4. Демократия". Именно в последнем пункте несколько расходилась позиция Чубайса с позицией Игоря Молодцова: "Управлять Россией должен монарх, который должен наследовать свою власть. Вполне легитимным мне видится закон "О престолонаследии". Необходимо устранить ситуацию, когда правитель России меняется каждые 4 года, вследствие чего он не может быть отцом нации и воплотить идею семейственности. Мы должны понимать, что такие государственные расходы, как транспорт, сельское хозяйства, оборона и воспитание, прибыли не принесут. Прибыль от них может считаться лишь в нравственном порядке. Демократию пора вернуть на ее законное место: муниципальная власть, обустройство и устранение разрухи в туалетах, подъездах и на улицах - вот, где должна быть демократия, а не наверху". Подводя итог выступления, Игорь Молодцов предположил 2 сценария того, что может произойти в ближайшие годы: "Первый - это всемирная глобализация. Второй - мировой кризис, когда рушиться долларовая экономика в результате неудачного завершения войны в Иране, либо появится новый источник энергии, альтернативный нефти, либо по каким-то другим причинам. Это пессимистичная картина, но нужно успеть построить государство, основанное на семейственности, построить систему защиты от кризиса. Базисное условие для этого - монархия, опирающаяся на Православие". Как в действительности продолжит свой
путь Россия, покажет время. Наша же глобальная
задача состоит в том, чтобы не быть
индифферентными к ее судьбе, и, если нет
возможности повлиять на сознание поколения, -
сформировать четкие принципы хотя бы у себя в
голове. Это просто, это не глобально, но это и есть
основа всего. |
|