АРХИВ НОВОСТЕЙ |
09 Марта 2006 года |
Индонезийские султаны возвращаются |
Влияние султанов в Индонезийской республике сохраняется и даже упрочивается. Традиции и обычаи сохраняют свое значение, несмотря на изменение внешних форм государственной и общественной жизни. До сих пор любая традиционная церемония среди яванцев, к числу которых относится почти половина из 240 миллионов жителей Индонезии, немыслима без криса. Но не только на Яве, но и на тысячах островов крупнейшего архипелага мира и в соседней Малайзии этому кинжалу с пламевидным лезвием, отнесенному ЮНЕСКО к числу культурных сокровищ человечества, традиционно приписывают магические свойства. Яванская поговорка гласит, что любой аристократ или просто состоятельный человек обязан иметь крис, дом, выезд, жену и певчую птицу - именно в таком порядке. Крисам дают имена и почетные титулы. Их украшают драгоценными камнями. Малейший изгиб криса имеет собственное название. Классификация крисов насчитывает десятки категорий и подкатегорий. Но вот правитель древнего султаната Джокьякарта традиционно носит простой деревянный крис. "Это философский символ", - рассказывает в губернатор индонезийского Особого округа Джокьякарта, султан Хаменгкубувоно Х. "Султан обязан посвятить себя народу, и должен выполнять эту задачу искренне и честно. Для яванца символом гордости и чести является крис. Но лидер должен давать, а не просить. И символом этого стал деревянный крис, а не, к примеру, украшенный алмазами", - продолжает он. Собеседник агентства - далеко не единственный султан в современной Индонезии. К примеру, трон в стоящем на индонезийском острове Суматра дворце султанов Дели недавно занял уже четырнадцатый с 1632 года обитатель - восьмилетний ученик начальной школы Султан Дели XIV Тенку Махмуд Ариа Ламантиджиджи. В ходе сохранившейся неизменной на протяжении веков традиционной церемонии инаугурации мальчику-султану были торжественно вручены два символа королевства - меч "бавар" и крис его предков. В теории, новому султану предстоит играть чисто декоративную роль, уделяя внимание лишь вопросам сохранения традиционной культуры. Однако, по словам официального представителя царствующей семьи, султаны Дели по-прежнему имеют не менее 400 тысяч подданных. Правда, так сказать, неофициальных. После завоевания Индонезией независимости Закон о региональной администрации от 1957 ликвидировал политическую и административную роль традиционных правителей, ограничив их влияние лишь культурными вопросами. Но практика далека от теории. И султан Джокьякарты и по сей день является реально управляющим своими подданными наследственным правителем на крупнейшем архипелаге мира. Его отец - султан Джокьякарты Хаменгкобувоно IХ - сыграл настолько большую роль в борьбе индонезийцев против голландских колонизаторов, что право его потомков управлять в качестве губернаторов лежащей в самом сердце острова Ява Джокьякартой было зафиксировано в индонезийской конституции. По мнению Хаменгкобувоно X, традиционные правители современной Индонезии должны играть вполне практическую роль. Он имеет диплом юриста, носит пошитые у лучших портных западные костюмы, свободно обсуждает вопросы "прозрачности" региональной администрации, в качестве губернатора нанимает специалистов в области маркетинга для того, чтобы контролировать своих подчиненных-бюрократов. С трансформацией бывшего султаната Джокьякарта в Особый округ Республики Индонезия монархическая система претерпела изменения, говорит султан. Однако менее пятнадцати лет назад попытка тогдашних джакартских властей не передать пост губернатора сыну покойного Хаменгкобувоно IХ, привела к столь мощным демонстрациям протеста, что столица тут же пошла на попятный. И хотя право избирать главу Округа принадлежит местному законодательному собранию, его авторитет настолько велик, что выборы носят чисто формальный характер. Так, в сентябре 2003 г. Законодательное собрание Джокьякарты переизбрало Хаменгкобувоно Х на второй пятилетний срок в качестве губернатора - на безальтернативной основе. "Лидер всегда должен прислушиваться к голосу сердца своего народа, столь же необъятному, как глубина океана", - подчеркивает сам султан. По подсчетам экспертов, в Индонезии насчитывается сейчас свыше 64 султанов, т.е. правителей мусульманских "царств", и раджей, "правящих" королевствами индуистскими и буддистскими. По крайней мере, в сентябре 2002 г. в фестивале кратонов (это слово объединяет в индонезийском языке дворцы как исламских, так и немусульманских монархов), приняли участие 34 делегата. На следующем - в 2004 году - это число выросло уже до 40. Показательно, что глава делегации султаната Тернате (Молуккские острова) Рату Нита Буди прямо заявила на этой встрече о стремлении султанских родов добиваться восстановления своей политической роли. Такая "рефеодализация" стала своеобразным отражением идущего в Индонезии после падения в 1998 г. режима президента Сухарто, "железной рукой" правившего "страной трех тысяч островов" на протяжении более чем 30 лет, процесса демократизации: потомки древних родов не упускают возможности заполнить возникающий вакуум власти. Сменивший в 2002 г. на троне своего заболевшего отца нынешний султан Мемпаваха (кстати, имеющий полученную в Канаде степень доктора в области экологии), тут же озаботился рекрутированием мощной дворцовой стражи. А вот султану Тернате не повезло: когда он попытался в 1999 г. стать губернатором провинции Северные Молукки, его войска были разбиты вечным конкурентом - соседним султанатом Тидоре, и незадачливому кандидату пришлось бежать на север острова. Порой претензии султанов даже становятся причиной серьезных межгосударственных конфликтов. Так, в октябре 2004 года министерству иностранных дел Малайзии пришлось в очередной раз официально отвергать притязания недавно коронованного султана Сулу (юг Филиппин) на штат Сабах. Расположенный на севере острова
Калимантан Сабах, "согласно нормам
международного права, является частью
территории и находится под суверенной властью
Малайзии", подчеркнул тогда глава
внешнеполитического ведомства страны Сайед
Хамид Албар. А все дело в том, что коронованный за
месяц до того в качестве 29-го монарха Сулу
Родинуд Джуласпи Кирам II заявил, что намерен
обратиться в Международный суд с требованием к
Малайзии вернуть "достояние его семьи". |
|