АРХИВ НОВОСТЕЙ |
15 Декабря 2005 года |
Книга о российской государственной символике |
В издательстве "Древлехранилище" вышла книга венгерского исследователя Агоштона Магдолны "Великокняжеская печать 1497 года. К истории формирования российской государственной символики". В предисловии - мотивы, побудившие автора заняться русской сфрагистикой (наука о печатях) и геральдикой: "готовился доклад о первых политических контактах России и Венгрии в конце ХV в. Тогда, в 1483 г. венгерский король Матвей Корвин заключил союзный договор с Иваном III против польского короля и великого князя литовского Казимира Ягеллонского. Как выглядели печати?" Печать короля Матвея сохранилась (в единственном экземпляре), а вот с Иваном III возникли проблемы: "на одних прорисях одной и той же печати Ивана III всадник мог изображаться в шапке и плаще, на других без шапки и плаща. Обращение к литературе, посвящённой русской государственной символике, породило больше вопросов, чем ответов. Поэтому автор решил обратиться к оригиналам". В результате на 450 страницах тщательнейшим образом исследованы надписи и изображения, представлявшие Европе молодое, только что освободившееся от ордынского ига, Московское государство. В главе "Всадник-змееборец" автор выступил против традиционной трактовки этого символа. Всадника принято отождествлять со святым Георгием Победоносцем, однако есть мнение, что это поздняя интерпретация. Автор книги обращает внимание на то, что в средневековой Западной Европе воин на коне - традиционное обозначение власти графов и герцогов. "Ездец", то есть всадник (с мечом, копьём или соколом) распространяется и на Руси - начиная с Новгорода - как "образ князя - владельца печати". Далее - полемика с профессором РГГУ Андреем Юргановым, который выводит образ всадника, поражающего дракона, из эсхатологических представлений. Между тем, средневековые правители, при всей своей религиозности, рассчитывали, как правило, всё-таки не на скорую всеобщую погибель, а на долгое правление с передачей трона наследникам. "Всадник на лицевой стороне печати - это образ великого князя. Змий - дьявол, источник вселенского зла. Композиция в виде всадника представляет образ власти Ивана III… сакральной, добродетельной, активной в борьбе со злом… Сюжет просто всадника, вооружённого копьём или мечом, в смысловом отношении нейтрален… Сюжет со змееборческим мотивом идеологически содержателен и потому именно ему отдали предпочтение", полагает автор. Что касается двуглавого орла: версия о
том, что эта древняя птица (самое раннее
изображение - из шумерского города Лагаш,
середина III тысячелетия до н.э.) залетела в Кремль
с герба германских императоров т.н. "Священной
Римской империи", вызывает у автора большие
сомнения. Обращается внимание на типологическое
сходство орла Ивана III с изображениями в
Евангелии Дмитрия Палеолога в соборе города
Мистра и на печати господаря Ивана Црноевича, то
есть византийская версия, вроде бы, признанная
устаревшей, снова вводится в научный оборот.
"Культура Византийской империи не знала
геральдики и гербового образа двуглавого орла.
Но у западноевропейцев в ХV в. существовало
представление о двуглавом орле как гербе
"императора константинопольского",
соответственно, в Москву он попал при
посредничестве латинизированных византийских
эмигрантов, и у великого князя Московского стал
символическим выражением его претензий на более
высокое, царское звание. Именно так и начал себя
именовать Иван Третий: "Великий князь Иван
Васильевич, царь всея Руси", считает А.
Магдолна. |
|