АРХИВ НОВОСТЕЙ |
04 Декабря 2005 года |
Реабилитация Царской семьи: государство признает святость страстотерпцев |
Какое значение будет иметь возможная реабилитация Государя Николая Александровича и членов Царской семьи? Отразится ли это на церковном почитании Царственных страстотерпцев? Адвокат Герман Лукьянов, представляющий интересы Главы Императорского Дома Великой Княгини Марии Владимировны, подал в Генпрокуратуру РФ необходимые для начала процесса реабилитации документы. Сообщение любопытное. На самом деле: Государь Николай Александрович и члены Царской Семьи вот уже пять лет как причислены Русской Православной Церковью к лику святых. Почитание их верующими людьми ширится, причем к молитвенному предстательству Царственных Страстотерпцев прибегают православные верующие не только в России, но и во многих других странах. Постепенно накапливаются свидетельства о чудесных случаях, произошедших по молитвам святым Царственным мученикам. И - вдруг вопрос о реабилитации. От этого веет анахронизмом. Жертв политических репрессий, как правило, реабилитируют посмертно. То есть тогда, когда самим репрессированным эта реабилитация уже не нужна. Что же тогда принесет в данном случае признание расстрелянных 17 июля 1918 г. в доме Ипатьева членов Царской Семьи во главе с Государем нам, живущим спустя почти столетие после тех страшных событий? Нравственное успокоение? Некое официальное признание факта преступления? Видимо, не эти аспекты - при благополучном завершении дела - будут иметь для нас основное значение. В конце концов, для большинства граждан России - тех, кто исповедует Православную веру, - невиновность Царственных Страстотерпцев и преступность их убийц были очевидны и без официального заключения Генеральной прокуратуры. Государь Николай Александрович, его деятельность и личность в последние годы и особенно накануне прославления оценивались неоднозначно. Порой высказывались крайне резкие оценки и даже обвинения: ему в вину ставились и экономическая отсталость страны (что само по себе - утверждение весьма спорное), и, якобы, отсутствие продуманной внешней политики, приведшее ко вступлению России в первую мировую войну, и, как кажется современным критически настроенным ученым, недостаток твердости перед лицом возраставшего в России революционного движения, и, наконец, главное - отречение от Царского Престола, которое почти единогласно расценивается светскими историками как проявление малодушия и отсутствия политической воли. В случае, если Генеральная прокуратура не найдет в действиях императора Николая состава преступления (а, думается, так оно и будет), все эти обвинения фактически будут признаны не то чтобы несостоятельными, нет. Просто реабилитация Царя окончательно разведет оценки его роли в русской истории и церковное понимание его личного христианского благочестия и подвига мученичества. Пусть запоздало, пусть это признание будет облечено в обтекаемые юридические формулировки, пусть сделано оно будет с оговорками и недомолвками, но оно может быть сделано. Если власть найдет в себе силы признать невиновность Государя, она, таким образом, косвенно засвидетельствует правоту Церкви, которая признала невиновность Царственных страстотерпцев самим фактом причисления их к этому лику святых. А те, кто, будучи далек от веры, воспринимал прославление членов Царской семьи как некую политическую акцию (хотя - в чем смысл такой акции?), вынуждены будут задуматься о том, насколько верно их восприятие феномена святости. А святость в Церкви - не есть признание каких-либо особенных заслуг того или иного государственного или общественного деятеля, не есть свидетельство каких-либо выдающихся, героических личных качеств человека. Для стяжания святости не обязательно быть опытным и дальновидным политиком, не требуется проявлять чудеса храбрости на ратном поле или создавать художественные шедевры. Святость в человеке есть отблеск святости Самого Бога. И для приобретения святости иногда бывает достаточно "всего лишь" следовать голосу своей совести, которая, по словам отцов Церкви, есть голос Божий в человеке. Этот голос ясно звучал в душе последнего Русского Императора Николая Александровича, этому голосу до конца следовали члены Царской Семьи - Императрица Александра Федоровна, Цесаревич Алексей и четыре Великих Княжны Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия. Принято считать, что прославление того или иного человека в лике святых не столь необходимо ему самому; действительно, если перед Богом человек чист и свят, что может к этому добавить канонизация? Прославление в лике святых подвижника веры более нужно нам, нынешним христианам, чья жизнь в этом временном мире продолжается и кому святые готовы помогать в любой жизненной ситуации, стоит только их об этом попросить. По аналогии можно, наверное, сказать,
что подобное же значение будет иметь гражданская
реабилитация императора Николая и членов
Царской семьи для людей, кто пока еще далек от
веры и Церкви, но кому небезразличны судьбы нашей
страны - и в прошлом и в будущем. И еще - это будет,
хотя бы и символический, акт покаяния перед
светлой памятью Царственных мучеников. |
|