АРХИВ НОВОСТЕЙ |
29 Сентября 2005 года |
Открылась выставка "Царь Алексей Михайлович и Патриарх Никон. "Премудрая двоица" |
В среду в музеях Московского Кремля открылась выставка "Царь Алексей Михайлович и Патриарх Никон. "Премудрая двоица". Выставка посвящена 400-летию со дня рождения Святейшего Патриарха Никона и 360-летию вступления на престол царя Алексея Михайловича. Экспозиция, в которой представлены более 150 уникальных произведений декоративно-прикладного, ювелирного и изобразительного искусства, создана стараниями ММК, Государственной Третьяковской галереи, Государственного исторического музея, Историко-архитектурного музея "Новый Иерусалим", Российской государственной библиотеки и Российского государственного архива древних актов. На торжественной церемонии открытия выставки выступила генеральный директор ММК Елена Гагарина, которая сообщила, что экспозиция приурочена к 200-летнему юбилею ММК и открытию нового выставочного зала - Одностолпной палаты Патриаршего дворца. Это выставочное пространство само по себе можно считать в данном случае частью экспозиции, т.к. Патриарший дворец был выстроен в Кремле через год после избрания Никона на патриарший престол. Строительство нового патриаршего дворца, не уступавшего обликом и убранством царскому, подчеркивало исключительное положение Никона и поражало размахом и великолепием убранства, говорится в пресс-релизе. О концепции выставки рассказала ее автор, заведующая сектором русского художественного металла ММК Ирина Бобровницкая. Хронологические рамки выставки охватывают 30 лет взаимоотношений царя и Предстоятеля Русской Церкви (1630-1670 гг.), при этом главное внимание сосредоточено на 1640-1650 гг. - этот "период дружбы" является наиболее важным в истории их сложных и неоднозначных отношений. Это время стало своеобразным воплощением идеи "премудрой двоицы" - гармоничного равновесия власти царя и Патриарха в государстве. Через экспонаты выставка рассказывает о важнейших событиях этого периода: венчании Алексея Михайловича на царство, принятии Соборного Уложения 1649 г., воссоединении Украины с Россией и других. Именно в эти годы, подчеркивается в пресс-релизе, у Алексея Михайловича формируется представление об особой значимости царской власти не только в пределах России, но и для вселенского православия. Экспонаты выставки - привезенные в Москву святыни с христианского Востока (иконы "Богоматерь Иверская" и "Богоматерь Влахернская"), поток посланий греческих идеологов с призывами о взятии русским царем Константинополя и победе над неверными - подтверждают стремление царя обрести особый статус как защитника и преемника веры византийских императоров. Для Никона избранный период был исключительно благоприятным. Выставка рассказывает о его стремительной карьере: от Соловецкого монаха и игумена Кожеозерского монастыря до "собинного" друга царя, архимандрита московского Новоспасского монастыря, новгородского митрополита и в 1652 г. - торжественного поставления на патриарший престол, во время которого Никон был облачен в саккос св. митрополита Петра и получил из рук царя митрополичий посох этого святителя. Высокий статус Никона нашел зримое воплощение в патриарших облачениях и обиходе, не уступавших по роскоши царским; церковные службы при патриархе Никоне совершались с небывалым внешним блеском, а патриаршая ризница пополнялась новыми роскошными облачениями, которые можно видеть на выставке. Избранный авторами выставки период не касается событий, связанных с церковным расколом, однако рассказывает о проведении Никоном церковной реформы: исправлении богослужебных книг по греческим образцам, унификации обрядов, изменении церковных облачений и предметов. Еще одним зримым воплощением грекофильских устремлений "премудрой двоицы" являются царские регалии - держава и бармы, заказанные в Константинополе по образцу барм императора Константина Великого не без участия Никона. Несколько экспонатов рассказывают о строительстве новых монастырей, которые Никон возвел при содействии царя. В экспозиции представлена уникальная икона "Поклонение кресту": семиконечному кресту предстоят св. равноапостольные Константин и Елена, царь Алексей Михайлович, царица Мария Ильинична и Патриарх Никон. Это единственный сохранившийся памятник XVII в., изображающий вместе царя и Патриарха. Авторы выставки считают, что создание этой иконы было вызвано стремлением царской семьи поставить точку в драматических отношениях царя и патриарха, напомнив современникам о былой дружбе и плодотворном союзе "премудрой двоицы". К открытию выставки выпущен богато
иллюстрированный каталог. С выставкой можно
ознакомиться с 29 сентября 2005 г. по 22 января 2006 г. |
|