АРХИВ НОВОСТЕЙ |
16 Декабря 2004 года |
Выставка "Император Павел I. Мир семьи" |
Экспозиция, открывающаяся в выставочном зале Федеральных архивов на Пироговке, приурочена к 250-летию со дня рождения императора Павла I, и посвящена не только ему, но и его семье. О ней рассказывает директор Государственного архива Российской Федерации доктор исторических наук Сергей Мироненко. - Почему вы решили посвятить выставку именно семье императора Павла? - Во-первых, это была большая семья - всего родилось 10 детей, но дочь Ольга умерла во младенчестве. Эта семья дала России двух императоров: Александра I и Николая I - и еще прованскую королеву Анну Павловну. Девочки разошлись по разным великокняжеским и королевским домам Европы. Мать, Мария Федоровна, не была чужда искусству - она прекрасно рисовала, была незаурядным медальером, резала камеи, много занималась с драгоценными камнями. Она отличалась тонким художественным вкусом. Мне кажется, что эта выставка будет интересна самым разным людям. У каждого есть семья. Экспозиция дает возможность заглянуть в самые скрытые уголки императорской семьи: как и чему учили детей, какие отношения связывали детей и родителей, наказывали ли детей и как именно. Широко представлены письма детей, записки воспитателей, игрушки, которыми они играли. Детей пороли за шалости, мальчиков держали в строгости. - Кто среди устроителей выставки? - Основных три - Государственный архив РФ, Русский музей и Павловск. Трудно перечислить всех, кто принял участие, - это и Государственный Эрмитаж, и музеи Кремля, и Исторический музей, Музей войск артиллерии и связи... Все участники указаны в каталоге, который весьма примечателен. - Развеивает ли выставка многочисленные мифы, которыми всегда были окружены и сам император Павел, и его семья? - В каталоге собраны статьи разных авторов, и ими высказаны самые различные точки зрения. Известно, что императрица Екатерина безумно любила Александра, первенца Павла. И даже хотела передать ему престол, минуя сына. Она лично занималась воспитанием Александра - на выставке представлена азбука, составленная ею для внука. Работа различных исследователей впервые помогает глубже понять мир императорской семьи. Не все было в ней гладко. После рождения десятого ребенка врачи запретили Марии Федоровне брачные отношения. А сам Павел был в расцвете лет. Поэтому появлялись любовницы, увлечения. И не всегда властная супруга спокойно переносила супружеские измены. Эта выставка раскрывает отношения, которые связывали императора с первенцем. Представлена их переписка, из которой видно, как глубоко и горячо любил Павел Александра. И сын отвечал ему столь же горячей любовью, несмотря на то что императрица Екатерина постоянно стояла между ними. Она воспитывала не только Александра, но и Константина. Причем пользовалась достижениями европейской цивилизации. Она закаливала внуков, запрещала их кутать зимой. Была противницей домостроевских московских устоев. Письма Павла наполнены родительской нежностью - не показной, а открытой, непридуманной. Павел выделял старших сыновей - Александра и Константина: они больше понимали, с ними можно было делиться не только семейными проблемами. Екатерина жила в Зимнем дворце, а Павел - чаще в Гатчине. Александр был своим и там, и там. Это раздвоение осталось в нем на всю жизнь. - Подтверждается ли версия о сумасбродном характере императора? - Перед женитьбой Павел писал Марии Федоровне о себе. Он предупреждал ее, что ей придется мириться с его взрывным, порой непредсказуемым характером. Конечно, эти качества осложняли семейную жизнь. Но и Мария Федоровна не обладала смиренным характером. Она была властным человеком и уже после гибели Павла дала понять, что могла бы взойти на престол. Когда скончался Александр I, она также принимала участие в политической жизни. - Будущего императора Александра женила также бабушка. Бытует версия, что она подыскала ему опытную фрейлину, которой поручила заняться его сексуальным воспитанием... - Это тоже один из мифов. Существует переписка Александра с его наставником, графом Салтыковым. В одном из писем 16-летний Александр сетует на то, что не знал, как подойти к 14-летней Елизавете Алексеевне в первую брачную ночь. И спрашивал его, как ему следует вести себя. - Почему выставка открывается картиной немецкого художника Кюгельхена? - Это полотно как нельзя лучше рисует атмосферу императорской семьи. Она никогда не покидала Павловска. Впервые на полотне изображена вся императорская семья. Наш выставочный зал невелик - но каждый экспонат доносит до посетителей живой аромат эпохи. Военные игрушки, которыми играли дети. Фарфоровые солдатики. Жаль, что не удалось получить бумажных солдатиков - они на реставрации. Игрушечные пушечки - это точные копии пушек, которыми была тогда оснащена русская армия. Из них можно было стрелять. Детские письма, дневники воспитателей. Они оценивали успехи детей. Рисунки самого Павла, рисунки детей. Александр играл на скрипке и флейте. Николай прекрасно рисовал. В семье не было казарменного духа. Шуточное завещание Николая: "...а из кожи моей сделать барабан и подарить его Измайловскому полку". - Благодаря чьим усилиям удалось создать такую красочную экспозицию? - Над ее созданием трудились петербуржцы Наталья Бахарева, Елена Кальницкая и художник Валерий Наливайко, а также сотрудник Госархива Алексей Литвин. Мне трудно перечислить всех, кто помогал нам. Рад тому, что выставка продлится до 9 марта и многие москвичи смогут познакомиться с ней. |
|