Из Казани в Москву с
Казанского экспериментально-производственного
завода ВКНИИ ВОЛТ был оптравлен бронзовый
памятник русской императрице Елизавете
Петровне. Скульптурную композицию весом в 20 т
отправили в Москву грузовым самолетом в
разобранном виде, собрана она будет уже на месте
при помощи специальной сварки.
Сложнейшая работа над многотонной
скульптурой началась еще в апреле, когда к
казанским мастерам художественного литья
обратились московские заказчики - ОАО "ВХПО"
- бывшего всемирно известного объединения им. В.
Е. Вучетича Министерства культуры РФ. Композиция
создается по решению Администрации Президента
РФ.
Архитектурно-скульптурная композиция
"Елизаветинский форт" уникальна уже тем, что
монумент практически не имеет скульптурного
аналога - до сих пор верхом на коне изображались
только мужчины (За исключением памятника
кавалерист-девице Надежде Дуровой,
установленного в Елабуге.), - сообщил директор
завода Сергей Маруденко.
Установлен памятник будет в самой
западной точке России - на Северном молу города
Балтийска (Калининградская область), являющегося
базой российского военно-морского флота, - в
ознаменование исторических побед русской армии
и флота во времена царствования дочери Петра
Великого государыни Елизаветы Петровны. Из
Москвы памятник на грузовом самолете будет
отправлен в Санкт-Петербург, далее на корабле он
отправится в Балтийск. Торжественное открытие
памятника императрице Елизавете произойдет в
сентябре этого года.
Императрица изображена скульптором такой, как
диктуют традиции парадного портрета - верхом на
коне, в платье и... в мундире полковника
лейб-гвардии Преображенского полка, в парике и
маленькой женской треуголке на голове. Ее рука
вскинута властным жестом, будто царица лично
принимает воинский парад или готовится дать
команду "Вперед!".
Композиция создана автором проекта -
известным московским скульптором Георгием
Франгуляном (он автор памятника Петру I,
установленного недавно в Антверпене (высота
памятника 2,5 метра), а также памятника А.С. Пушкину
в Брюсселе и памятника поэту и композитору
Булату Окуджаве на Старом Арбате в Москве. По
замыслу скульптора, весь облик императрицы
Елизаветы подчеркивает уникальное сочетание
граней ее характера: державную властность и
решительность, поощрение естественным наукам и
искусству, незаурядный дар политика, полководца
и, в то же время, женственность и обаяние.
Пьедесталом бронзовой статуи является
форт - военное укрепление, сложенное из каменных
глыб. При Елизавете (годы правления: 1743 -1761) были
одержаны такие знаковые победы, как битвы под
Гросс-Эгерсдорфом и под Кунерсдорфом, битва за
Кольберг и взятите Берлина (1760), в результате
которых Восточная Пруссия стала территорией
России. Монументальность
архитектурно-скульптурной композиции
впечатляет: размер форта - 52 м Х 25 м Х 5 м, высота
конной скульптуры - 6,3 м, вес 20 т.
Столь крупный заказ казанские мастера
бронзового монументального литья получают не
впервые. Стоит напомнить, что в этом году они
выполнили большой заказ по изготовлению
памятника князю Юрию Долгорукому для Костромы, а
еще раньше - отлили скульптуру римского
императора Марка Аврелия для столицы Австрии
Вены и огромную 12-метровую фигуру Самани -
основателя династии Саманитов и объединителя
татжикского народа - для Душанбе. Руками
казанских мастеров созданы украшающие ныне
Казань памятники Баки Урманче, Карлу Фуксу,
Федору Шаляпину и другие. |