ЛУЧШИЕ ПУБЛИКАЦИИ

001-small.gif (28228 bytes)

К КАТАЛОГУ ЛУЧШИХ ПУБЛИКАЦИЙ

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ

 

Протоиерей Лев ЛЕБЕДЕВ

(“Монархист”, №№ 46, 47-48, 2003)

 

РОССИЙСКАЯ КАТАСТРОФА: НАКАЗАНИЕ ИЛИ ИСПЫТАНИЕ НА ВЕРНОСТЬ?

 

В мае этого года исполняется пять лет со дня блаженного успения одного из крупнейших современных православных богословов, мыслителей и церковных историков протоиерея Льва Лебедева. Он был убежденным монархистом и верноподданным Главы Императорского Дома, духовником Российского Имперского Союза-Ордена, постоянным автором нашего издания. В этом номере "Монархиста" мы публикуем имеющуюся в нашем архиве одну из последних статей о. Льва, которую сам он считал крайне важной для правильного понимания смысла революционной катастрофы.

В наше время, когда взоры многих патриотов России (не "балаганных", по выражению Александра III, а подлинных) обращаются с великой скорбью к созерцанию того, что произошло с Россией, с Русским народом в XX в., перед ними встает задача определить сущность и масштабы катастрофы, найти ее причины. Подавляющее большинство русских мыслителей пошло в своих исследованиях, на наш взгляд, по ошибочному пути. Пытаясь рассуждать "научно" и даже "богословски", они избрали метод суждений, принятый в западных научных школах. И у них получилось примерно следующее. Такая великая беда, такая грандиозная катастрофа, какие произошли с Россией, не могли быть беспричинными. Господь Бог справедлив и никого не карает напрасно. Люди и народы наказываются за грехи, за отступление от Бога, за какие-то очень существенные пороки жизни. Следовательно, по мнению мыслителей-патриотов, в российской жизни, в жизни Русскою народа должны были быть такие изъяны и пороки, которые с неизбежностью привели к крушению всего. Их стали искать и, как казалось, находили в слабости политической системы, в отсталости экономики, в недостатках народного образования, в бездарности министров, в личной слабости Государя Николая II, в заблуждениях российского "образованного общества" (интеллигенции), наконец, - в упадке веры самого Русского народа, в его "пассивности", малодушии, в том, что он "отступил" и от Бога, и от Царя, не поднялся на защиту последнего, соделав себя отчасти повинным и в цареубийстве. Иные при этом вспоминали грозные предостережения Св. Иоанна Кронштадтского всей России, что она, подобно древнему Израилю, будет наказана за отступление от правды Божией. И получался правдоподобный итог: Русский народ за свое отступление от Бога, правды и Царя получил страшное, но заслуженное (закономерное) наказание. Отсюда - вывод: нужно покаяться и Господь помилует Россию и соделает ее вновь великой и могучей...

Подобная историософия, присущая многим достойным и искренним людям последнего времени, представляется внешнему рассудку вполне обоснованной, логичной, правильной. Но на поверку выходит иначе... Ошибка заложена уже в самом подходе к делу, в предварительном логическом построении: "если, как правило, народы и люди наказываются за грехи и пороки, то, следовательно, и Русский народ, Россия, наказаны также, за то же самое"...

Забыли, что из правил бывают исключения. Да еще какие!

Вот Евангельский пример. На Голгофе три креста. На двух - разбойники, которые, по слову одного из них, приемлют справедливое наказание за тяжкие преступления. Именно за преступления, как правило, и подвергали смертной казни. А на третьем кресте - Господь Иисус Христос, страдавший невинно, то есть - исключение из правила! После этого для христиан страдания и даже невинная мученическая смерть стали уже не исключением, а правилом, и никому в голову не приходило считать десятки тысяч мучеников первых веков пострадавшими за грехи и пороки... А вот пример из Ветхого Завета - Праведный Иов Многострадальный. Тоже исключение из правила. Ибо ни он, ни его друзья, пришедшие как будто утешить его, не знают ничего о споре диавола с Богом относительно Праведника, где Бог попускает клеветнику диаволу поразить Иова самыми страшными бедами и болезнями, не за его грехи, а как раз напротив, - для того, чтобы испытать праведность и верность Богу! Друзья же Иова пытаются внушить ему по виду самые благочестивые соображения: если Иов так страдает, то, следовательно, он согрешил пред Богом, и потому ему нужно только покаяться и Господь простит его. При этом друзья напоминают Иову именно правило жизни: Господь карает беззаконников и милует кающихся. И когда Иов возражает и говорит, что не согрешал и не знает, за что ему такие беды, друзья возмущаются тем, что он как бы хулит Бога, делая Его несправедливым Судией, и начинают поносить Иова за "гордость" и "безумные речи". Но осуждение от Бога получают как раз эти друзья, - "утешители", а не Иов...

Нетрудно увидеть, что описанная выше историософия исследователей Российской катастрофы точь-в-точь соответствует логике рассуждений друзей Иова Многострадального... Мирская "ученость" подвела и подводит многих. Действительно, как правило, народы наказывались за отступление от Бога, от духовно-нравственных законов бытия, Им установленных. Есть даже немало примеров, когда иные народы полностью погибали, целиком изымались из земной истории человечества за свою особую погруженность во зло. Таковы, к примеру, древние египтяне, филистимляне, аммореи или, более близкие к нам по времени, половцы, по слову Св. Нестора Летописца "любившие проливать кровь и хвастаться этим", а также отличавшиеся особым скверноядением. Но более всего над сознанием русских православных мыслителей тяготел всегда образ Ветхозаветной Церкви Божией - древнего Израиля, в Священной истории которого отчетливо видно, как за различными отступлениями от Бога и Закона следовали Божии наказания. Кажется, тот же образ использовал и Св. Иоанн Кронштадтский, когда уподоблял Новый Израиль -Православную Церковь - Израилю древнему. Однако, если повнимательней почитать грозные слова о. Иоанна об отступлении от веры в России, то можно ясно увидеть, что он имеет в виду вовсе не Русский народ, не Россию в целом, а только новоявленных лжеучителей интеллигенции и молодежи в лице Л. Толстого, иных "прогрессивных" писателей и революционеров всех мастей. Да, в этой среде, в этой прослойке "образованной" общественности, действительно, было не только и не просто отступление от веры и правды; в ней зрел сознательный заговор против России и Русского народа, созданный и управляемый, однако, совершенно не русскими людьми. Но об этом позже. Вернемся к примеру праведного Иова.

Как известно, родившийся 6/19 мая 1868 г. в день памяти Иова Многострадального, будущий Государь-Мученик Николай II, вполне осознавал это обстоятельство своего рождения, как предзнаменование того, что такими многострадальными будут его жизнь и его царствование, о чем неоднократно и говорил. Эти Царские слова постоянно повторяются во многих книгах, брошюрах и статьях, посвященных истории его правления и мученической кончины (и Царица-Мученица в одном из писем так и называет мужа - "Иов Многострадальный"...). Часто и правильно указывают на особую, таинственную, да и явно видимую связь Русского Царя с Русским народом. Историк В. О. Ключевский говорил, что "в России, по ее политической организации, в воле Царя выражается мысль его народа и воля народа становится мыслью его Царя" (речь на кончину Императора Александра III). Точней трудно сказать. Но в таком случае, при теснейшем политическом, историческом и духовно-мистическом единстве Царя и народа, Русский народ в целом должен был разделить многострадальную участь своего Государя! Что и случилось. И это тоже подмечено некоторыми исследователями. Но сравнение судьбы Николая II и общей судьбы Русского народа так и ограничилось только одной стороной - страдания, беды, мучения, Никто до сих пор не пожелал обратить должного внимания на другую сторону совпадения, - подобие страданий Русского Царя и народа страданиям Праведного Иова, которые, как уже было сказано, были попущены Богом вовсе не за грехи, не за отступление от правды, а ради испытания веры и праведности!

Как видно, "ученым мужам" не хотелось проводить такую параллель, чтобы не получить множества насмешек и упреков (особенно, со стороны левых) в "идеализации" Русского народа (и лично Царя Николая II), в "ненаучности" такого рассуждения, ибо никто никогда не мог и не может отрицать наличия самых разных недостатков, изъянов, пороков в российской жизни накануне 1917 г. Были ли они? Конечно же были. О них говорили и писали по-разному. Левая печать зорко подмечала и малейшие отрицательные явления, часто раздувая их до фантастически крупных размеров, а уж значительные отрицательные явления (а были и такие) и подавно толковались как катастрофические, непримиримые противоречия жизни, преодолеть которые якобы может только революция. Но и правые, истинные патриоты России и ее государственности, тоже подмечали все отрицательное, с болью об этом говорили, но имели в виду противоположную цель - содействовать исправлению неправильного, с тем чтобы избежать революций. Так что могло создаться (и иной раз создавалось) впечатление, что все "честные русские люди" (и левые, и правые) свидетельствуют о каких-то таких ужасных пороках русской жизни (в т.ч. и церковной, духовной!), какие, по-видимому, и привели к катастрофе 1917 г.

Но вот взору непредвзятого исследователя представляется и совсем иной ряд данных и фактов, говорящих о необычайном и всестороннем подъеме и расцвете всех (!) областей российской жизни конца XIX - начала XX вв.! Расцвет экономики (финансов, промышленности, народного хозяйства в целом) таков, что по оценкам западных специалистов, если и дальше Россия развивалась бы такими темпами как до 1913 г., то к середине XX в. она превзошла бы в экономическом и финансовом отношении все западные страны... При этом в России было самое передовое в мире рабочее законодательство (по мнению президента США Тафта), самая лучшая в Европе система женского образования и одна из лучших систем образования вообще. По планам Министерства Просвещения к 1920 г. Россия должна была стать страной всеобщего обязательного обучения (в некоторых губерниях это уже и осуществлялось). А развитие науки, культуры, искусства! Называть имена всемирно известных русских ученых, архитекторов, художников, музыкантов, писателей и поэтов начала века нет необходимости - их все знают. Отметим лишь, что такого количества выдающихся и даже великих деятелей в промежутке времени в 20-25 лет Россия никогда не имела! А это показатель и качества общей культуры жизни.

В области политической Россия тех времен - поистине мировая держава, определяющая во Многом международные отношения, вторично (после идеи Священного Союза Александра I) нелицемерно предлагающая странам мира мирный способ разрешения всех споров, отказ от роста вооружений, их сокращение и т.п. (идея Гаагской конференции 1899 г. Николая II). Россия выдерживает очень трудную (из-за дальности расстояния от центра Империи) войну с Японией, Страна успешно преодолевает смуту 1905-1907 гг. Россия выдерживает и значительно более страшную I Мировую войну. Это, правда, потребовало огромного напряжения всех сил, но к исходу 1916 г. было преодолено отставание от Германии и Австро-Венгрии в количестве боевой техники и боеприпасов и Русские войска стояли на пороге несомненной (по мнению, например, У. Черчилля) победы в летней кампании 1917 г.

Государственное устройство России непрерывно совершенствуется, становится гибким, с 1905 г. включает в себя вместе с Царской Самодержавной властью народное представительство, точнее (к сожалению) - представительство "общественности" в лице Государственной Думы, В 1905 г. Государь говорил о Думе: "Я отлично понимаю, что создаю себе не помощника, а врага, но утешаю себя мыслью, что мне удастся воспитать государственную силу, которая окажется полезной для того, чтобы в будущем обеспечить России путь спокойного развития, без резкого нарушения тех устоев, на которых она жила столько времени", И это ему почти удалось. Во всяком случае работой III Думы он, по собственному признанию, был, в основном, доволен.

И, наконец, самое главное - духовная жизнь народа, жизнь Церкви. При Николае II было канонизировано святых больше, чем в любое предыдущее царствование. Было основано 211 монастырей (их стало, таким образом, более 1000) и построено 7546 церквей - больше, чем при любом из его предшественников. Государь расширил и укрепил систему церковно-приходских школ, необычайно повысил авторитет духовного сословия. Он поддержал идею восстановления патриаршества в России и однажды даже пожелал, оставив Престол и жену, постричься в монашество и стать Русским Патриархом на первый, самый ответственный период. А "переход" намечался Царем великий. Он задумал переустроить всю государственную систему, всю жизнь России в соответствии с исконными русскими допетровскими основами ее бытия. К этому его побуждало точное знание подлинных интересов народа и государства (от экономических до культурных), его "собственное духовное влечение", как он выразился, искренняя вера, поддерживаемые мощным подъемом веры и духовной жизни Русского народа в целом.

Яркое свидетельство этого подъема - изумительная, полная чудотворений жизнь Св. Праведного Иоанна Кронштадтского (ум. 1908 г.), который, конечно, не мог явиться "на пустом месте". "Всероссийский батюшка" - только самая большая звезда русской святости тех времен; он окружен целым созвездием других святых и праведников. Тогда еще живут великие Оптинские старцы: Варсонофий (ум. 1912 г.), Анатолий младший и Нектарий (ум. в 1920-х гг.), в Петербурге славился прозорливостью протоиерей Михаил Прудников, в Москве - о. Алексей Мечев; близ Сарова жила юродивая Христа ради Параскева, лично знакомая с Царем (Паша Саровская), даром пророчества и прозорливости стали отличаться старцы Курской Коренной Пустыни. Поистине бесчисленное множество праведных (и даже святых) людей подвизались тогда во всех почти монастырях, городах и селениях России. К ним, как к источникам Божией Благодати и учителям веры и молитвы притекали миллионы русских людей. Разного рода чудеса и знамения благодати от чудотворных икон, святых источников, мощей святых и живых подвижников благочестия были столь частыми и повсеместными, что воспринимались своего рода "нормой жизни".

Можно вспомнить, что в то время уже проходили служение и жизнь таких будущих Св. Иерархов-Священномучеников, как Тихон (в последствии Патриарх), Владимир Киевский, Кирилл Казанский, Вениамин Петроградский, Агафангел Ярославский, Иосиф Петроградский, благочестивым мирянином жил будущий Митрополит Петр (Полянский). О Новомучениках Российских скажем еще особо. А теперь нужно подчеркнуть, что такое обилие святых в течение всего 20-30 лет встречалось в русской истории разве только во времена Св. Сергия Радонежского, да еще - Свв. Иосифа Волоцкого и Нила Сорского! И поистине, как и в ХIV-ХV вв., обще-русской святости соответствует святость Русского Государя. Его молитвенность и скромность, его "духовное влечение" к Церкви, к монастырям и святым местам вызывают удивление всех. В 1905 г. Антоний (Храповицкий), в то время епископ Волынский, воскликнул: "Русский народ!.. Учись же у своего Царя вере, умилению и молитве!". Почти то же самое говорил в те годы в Екатеринбурге о. Иоанн Сторожев, да и многие другие. Такого о Русских Самодержцах за предыдущие 200 лет истории не говорили никогда! Эти слова означали, что Государь Николай II стал своего рода "правилом веры и образом кротости" для своего народа, для России. На прославлении Преп. Серафима Саровского 16-20 июля 1903 г. вся Царская Семья впервые встретилась как бы лицом к лицу с настоящей, то есть Православной Россией, с Русью Святой. До 300 тысяч богомольцев стеклось в эти дни в Саров. Необычайная, чистая, духовная любовь народа к своему Государю, чувство полного единства и взаимопонимания между ними - вот что выяснилось тогда с необыкновенной силой и отчетливостью. В меньшей мере и в несколько иных формах то же самое повторилось и в 1913 г. на праздновании 300-летия Дома Романовых, при посещении Царем родовых мест в Костроме и окрестностях. И неправда, когда говорят, что те, кто "вчера" кричали Царю "осанна!", "завтра" стали кричать: "распни его!" и ликовали при вести о расстреле Царской Семьи. Это искусственная, "кабинетная" выдумка. Ликовали об убийстве совсем не те, кто приветствовал Царя и любил его до самой своей смерти, большей частью тоже - мученической. Небывалый (по крайней мере за 300 лет) духовный подъем, расцвет, подлинный Фавор - вот что такое российская жизнь конца XIX - начала XX вв.!

При внимательном рассмотрении всей совокупности данных истории обо всех, как положительных, так и отрицательных явлениях российской действительности того времени становится совершенно очевидным, что недостатки, изъяны, теневые явления, какие безусловно были в российской жизни, не являлись катастрофическими, то есть не носили характера смертельных для страны, непреодолимых пороков, из-за которых с неизбежной закономерностью должна была произойти Российская катастрофа.

Знающим историю России хорошо известно, что бывали времена куда более опасные и критические. Бывали периоды упадка веры, нравственности, образованности, расцвета преступности, казнокрадства, различных несправедливостей, бездарных правительств, был и период сущих гонений на Православие, прежде всего на его основу - монашеское подвижничество и народное благочестие - это почти весь XVIII век! Но все это каждый раз преодолевалось усилиями народа и его Государей. Справились бы и на этапе XX века со всеми наиболее значительными изъянами и недостатками.

Вообще, нужно особо подчеркнуть, что в земной истории, жизни не бывает идеальных государств и обществ. Православная Русь, назвавшая себя в незапамятные времена Святой Русью, никогда не рассматривала своего народа и государства как идеальных, совершенных, безгрешных и т.п. Православие знает, что даже святые не безгрешны; они святы не потому, что в них нет греховности, а потому, что они борются с ней "до пота и крови", плачут о своих грехах и любят Христа всем сердцем. Подобно сему - и Россия, Святая Русь, Дом Пресвятой Богородицы. В ней тоже на всем протяжении истории, как и в любом другом народе и обществе, были и греховность, и разного рода недостатки государственной, общественной, церковной и духовной жизни; были, наконец, и отбросы или подонки общества, народа. Вопрос, по-видимому, заключается в неких пропорциях положительного и отрицательного, добрых людей и подонков в каждом изучаемом периоде времени. Если об общих явлениях и процессах русской реальности мы теперь смело можем сказать, что к 1917 г. положительного было неизмеримо больше, чем отрицательного, то остается посмотреть на пропорции духовно здоровых людей и отбросов.

К 1914 г. население России составляло 180-182 млн. человек, увеличившись за 20 лет правления Николая II на 50 млн. (40% - небывалый прирост!). Русскими из них были до 130 млн. (сюда, разумеется, входили и малороссы с белорусами; непосредственно великороссов было, вероятно, до 90 млн.). В 1913 г. рабочих (вместе с членами их семей) числилось ок. 11 млн. человек, или 6-7% населения; 81-82% составляли крестьяне. Остальные проценты приходились на все прочие сословия и категории населения, в т.ч. дворянство составляло 1,2%, евреи - 3,4%. Если учесть, что среди рабочих не менее половины не желали революции и не участвовали в ней; что в дворянстве, пусть не большинство, но значительная часть оставалась верна Царю и Церкви; что значительная часть интеллигенции (особенно чиновной) также поддерживала Самодержавие; что почти вся крестьянская масса, за исключением ничтожного числа бездельников, презираемых самими односельчанами, была сплошь монархической и верующей; что, наконец, половина простых евреев тоже не собиралась бунтовать, вполне приспособившись к российской жизни, то увидим следующее. Революционная, масонская и втянутая в масонский и большевистский заговор "общественность" вкупе со своим главным орудием - частью (!) рабочего класса составляла - смешно сказать - не более 6-7% того народа, "волю" которого она якобы выражала и "от имени" которого действовала! Однако, это все же 10-12 млн. человек. И если из них хотя бы 5-6 млн. связаны тайной организацией, подчинены единой злой воле, а 2-3 млн. еще и вооружены, то это сила большого разрушительного действия.

Вот чего, в самом деле, в России никогда не было, так это тайного, предательского заговора не только против власти, но и против народа в целом. Русский народ был приговорен к уничтожению тайными иудео-масонскими международными центрами уже давно. К. Маркс утверждал, что в будущей революции должны погибнуть "не только реакционные режимы, но и целые реакционные народы. И это тоже - прогресс". Его соратник Ф. Энгельс пояснил, какой именно "реакционный народ" имеется в виду прежде всего. "Пока существует Русское государство, никакая революция в Европе и в мире не может иметь успеха", - заявил он. До чего точно выразился! Не сказал же "Монархия в России", а именно "Русское государство", т.е. государство русских, Русского народа... Можно привести еще множество высказываний еврейских и масонских идеологов и лидеров в том же духе, а также фактов, свидетельствующих об их особенной заинтересованности не только и не просто в покорении Русского народа, а именно в его уничтожении.

Попытка революции 1905-1907 гг. с особенной отчетливостью показала революционерам и их заграничным руководителям, что поднять "массы" России на свержение Православия и Самодержавия не удастся (бунтовать способна ничтожно малая прослойка подонков, а "массы" не поднимаются): нет никаких принципиальных, катастрофических пороков, которые могли бы побудить русских (да и другие народы России) восстать против Царя. Соблазнить идеями еще лучшей ("райской") коммунистической жизни удается лишь очень малый процент отбросов народа, оторвавшихся от веры и Церкви. Иными словами, "народное тело" России, прежде всего - Великороссии, более чем на 90% здорово и едино в верности Православию, Самодержавию и Народности. Отсюда практический вывод: надо начинать не с "тела" народа, нужно сперва обезглавить его, т.е. свергнуть (убить) Царя, а потом немедленно расправиться и с "телом", потому что такое "народное тело" с неизбежностью породит, как в 1613 или в 1881 г., не что иное как очередную "главу" в виде Законного Православного Царя!

Вот что было хорошо понято врагами России. "Техника" их заговорщических и революционных действий теперь известна, равно как известны теперь и поименные (поплеменные!) списки членов всех органов "советской" власти (ЦК РКП(б), ВЦИК, СНК, ЧК). Известны ныне и практические результаты их властвования.

С 1917 по 1926 г. от большевистских репрессий погибло ок. 20 млн. человек; Гражданская война унесла жизни примерно 2 млн. (с обеих сторон); в стихийно возникшем, но умышленно не прекращенном голоде в Поволжье 1921-1922 гг., а также в искусственно организованном голоде 1932-1933 гг. умерло в общем 13 млн.; "коллективизация" 1929-1933 гг. выселила с исконных земель 15-20 млн. крестьян, значительная часть которых погибла в условиях Сибири и Севера, а порядка 4 млн. были убиты сразу же; в советских тюрьмах и концлагерях погибло в целом до 50 млн.; из-за "пиррова" характера военных побед 1941-1945 гг. на полях сражений пало ок. 20 млн. (общие потери в войне, включая погибшее мирное население, исчисляют совсем чудовищными цифрами - до 63 млн. человек!). Таким образом, в общем и целом с 1917 по 1945 г. так или иначе было уничтожено ок. 100 млн. человек, из них порядка 80 млн. великороссов, главным образом, из центральных, исконно великорусских губерний. При этом с 1917 по 1941 г. было уничтожено 205 епископов и более 100 тыс. духовенства, монашества и иных служителей Православной Российской Церкви. Всех твердо верующих (в т.ч. и мирян) уничтожали прежде всего, в первую очередь.

Так совершилась поистине историческая Голгофа Русского народа. Всего за 28 лет (!) была уничтожена большая и лучшая часть Великороссии и вместе с ней Святой Руси! Лишь небольшой и, тем самым, очень ценный остаток ее сохранился только за границей, в эмиграции, да еще в подпольной, катакомбной Православной Церкви в СССР, до 1990 г. постоянно уничтожавшейся с особой жестокостью.

Из церковных людей и всех иных категорий "бывших" в Советском Союзе сумели выжить и избежать репрессий, за редким исключением, только те, кто изо всех сил приспосабливался к сатанинскому режиму, всегда голосуя "за", "горячо одобряя" и "с чувством глубокого удовлетворения" поддерживая... В те же годы, одновременно с уничтожением настоящего Русского, т.е. Православного народа, выращивался и воспитывался народ новый - "советский", характерными чертами которого являются безбожие (или крайнее маловерие), боязливость, вера лжи, криминальный образ мышления; растеривающий и те остатки совести, какие по инерции, генетически, еще были в нем. "Побеги" и "черенки" для этого нового народа брались из подонков и отбросов старого, а также из этих самых несчастных приспособленцев. И ведь вырастили под палящим солнцем "социализма" некое подобие народа! В наши дни особенно очевидно, что это - все что угодно, но только не Русский народ, хотя он "по инерции", или в издевку (?) и продолжает так называться, равно как именем "Россия" продолжает называться то, что фактически ею давно не является. Впрочем, это - отдельная тема... Обратимся к тому поразительному факту, который до сих пор обескураживает многих, - что убиваемый народ практически не сопротивлялся! Это не значит, что сопротивления революции и установлению антихристовой власти совсем не было. Было! Гражданская война, отдельные восстания и т.п., - это свидетельство того, что определенная часть Православной Руси (Руси удалой) взялась за оружие и противилась злу силой. Однако по общему мнению и патриотов, и врагов России, эта часть оказалась очень незначительной в сравнении с теми десятками миллионов, которые (сознательно или бессознательно) предпочли безропотно пойти на Голгофу, как бы повинуясь словам Спасителя: "Не противьтеся злому..." и "не убойтеся от убивающих тело, душе же не могущих повредить".

Почему подавляющее большинство Русского народа предпочло так погибнуть?

Почему не сопротивляясь погибла Царская Семья? Почему перед кончиной Царица испытывала духовный восторг от близкой встречи с Женихом Небесным? Почему Царь накануне смерти передал послание "всем, кто ему остался предан", чтобы "не мстили за него и не мстили за себя", указав, что "зло станет еще сильнее, но не зло победит зло, а только - любовь"?

Почему 8/21 июля 1919 г., в самый разгар Гражданской войны, исход которой был тогда совсем не ясен, Св. Патриарх Тихон издал Послание "Всем верным чадам" Российской Церкви, в котором, решительно осудив случаи еврейских погромов, призвал Русь "не дать врагу Христа, диаволу, увлечь себя страстью отмщения", но "черпать радость в страданиях за Христа", и "отбросить меч (для расправы над врагами) далеко, так, чтобы никогда-никогда рука твоя не протянулась бы к мечу, не умела бы и не хотела его нести"? Ведь это не что иное, как призыв ко всей Руси принять добровольный венец мученичества (такого еще никогда не бывало в русской истории)! И такой призыв исходит с той самой вершины Церковной власти, с которой только что (1918 г.) изошла, и грозная анафема антихристову режиму, этим "извергам рода человеческого"... Поразительно, как Царь и Патриарх, независимо друг от друга, говорят и действуют одинаково!

Почему 18 московских священников, которых в 1922 г. приговорили к расстрелу ("дело 54-х"), выводимые из зала "суда", запели: "Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав"? Почему такая пасхальная радость перед лицом гибели?

Да потому, что все это и была Пасха (в переводе с еврейского - "переход") Святой Руси и сплоченной окрест нее Великороссии из Царства земного - в Царство Небесное! А это стремление к Царству Небесному из сильной и бескорыстной любви ко Христу всегда и было главным в "загадочной" (для Запада) Русской Душе! Русский народ и создавал свое "русское государство" - Православную Самодержавную Монархию, чтобы всем миром, сообща под защитой и оградой Царства земного стараться восходить к Царству Небесному! Это главная духовная цель Русского народа как исторической общности, т.е. его историческая цель. Подмечали это, чувствовали даже наиболее внимательные западные наблюдатели, не раз подчеркивавшие удивительную непривязанность русских к земному благополучию и комфорту, их "неотмирность", как это иногда называлось. Это самая яркая национальная особенность Русского народа. Она проявилась еще на самой заре отечественной истории, когда Благоверные князья Борис и Глеб, имея полную возможность и спастись лично, и даже убить или прогнать брата своего Святополка Окаянного, замыслившего их уничтожить, предпочли, Христа ради и ради Его Небесного Царствия, быть убитыми...

Прошло время, пройдено было много промыслительных испытаний, иной раз требовавших смелого использования меча, силы. Но вот исполнились таинственные сроки, созрела для жатвы нива, и Господь благоволил испытать в целом весь Свой избранный Русский Православный народ последним испытанием, - как бы огненным, - на действительную любовь к Себе и устремленность к вечной, Горней жизни в Своем Царствии.

И наш народ в подавляющем и лучшем (!) большинстве своем это понял, или духом почувствовал, принял и с честью выдержал! Так он был как бы весь изведен, изъят из земной истории и жизни, в отличие от многих других, не за грехи или беззакония, а ради славы, награды и спасения в наследии "Иерусалима Нового", на грядущей "новой земле" под "новым небом" (Откр. 21,1-2). Так уподобился Русский народ тем "исключениям из правила", какие представляли собою и страдания Праведного Иова Многострадального, и страдания на Кресте Самого Господа Иисуса Христа!

Ни у одного народа земли не было такой прекрасной истории и кончины! И не столько плакать нужно над "гибелью" Русского народа, сколько "радоваться и веселиться, ибо мзда (его) многа на небесех"! Это тот великий сонм Новомучеников и Исповедников Российских, возглавляемый Царем Николаем II и Его Семьей, молитвами которых могут теперь спастись и все, желающие спасения...

Протоиерей Лев ЛЕБЕДЕВ

Курск

“Монархист”, №№ 46, 47-48, 2003

 

К КАТАЛОГУ ЛУЧШИХ ПУБЛИКАЦИЙ

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ











Монархистъ

Copyright © 2001   САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ОТДЕЛ РОССИЙСКОГО ИМПЕРСКОГО СОЮЗА-ОРДЕНА
EMAIL
- spb-riuo@peterlink.ru

Хостинг от uCoz