ЛУЧШИЕ ПУБЛИКАЦИИ

001-small.gif (28228 bytes)

К КАТАЛОГУ ЛУЧШИХ ПУБЛИКАЦИЙ

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ

 

Михаил КУЛЫБИН

(“Монархист”, № 36, 1998)

 

ОТЕЧЕСТВО КАК ИДОЛ

 

Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и (остальное) приложится вам. (Мф. 6, 33).

 

Несомненно, многих искренних русских патриотов весьма покоробит такая постановка вопроса; и, едва прочитав заголовок статьи, они занесут автора в русофобы, космополиты и клеветники России. А зря...

Право слово, автор не менее их любит Россию, русскую историю, русские традиции, нашу неповторимую "национальную доминанту", как говорил И. Солоневич. Речь в этой статье пойдет о шкале ценностей, каковую должен иметь всякий нормальный русский человек, и о месте Отечества в ней. Но, обо всем по порядку...

В Кенигсберге православными русскими патриотами, стремящимся к возрождению в России Богоданной и Законной Царской власти, выпускается небольшая газета "Отечество". В наши намерения отнюдь не входит критический разбор этого издания (право же, не худшего из выходящих в настоящее время в России). Хотелось бы лишь обратить внимание на поразительный девиз, украшающий "шапку" этой газеты: "За веру в Отечество!".

В этом лозунге слышится явный парафраз от традиционного русского "За Веру, Царя и Отечество!". И обращает на себя внимание явное несоответствие смысла и идейного содержания старого русского девиза и "новодела". Может показаться, что несходство это только внешнее, но это совсем не так. На самом деле искажение вполне точно передает метаморфозы, произошедшие с русским сознанием за последние полтора века (процесс этот, впрочем, начался намного раньше - в конце XVII в., с началом великих западнических реформ Царя Петра).

В традиционном старорусском (святорусском?) сознании Отечество земное (несомненно, любимое и от врагов внешних тщательно оберегаемое!) рассматривалось не более, чем место приуготовления к жизни вечной "на новой земле, под новым небом, в Иерусалиме новом" (см. Откр. 21,1-2). Отсюда и весь строй жизни, вся деятельность, все миропонимание русского человека XIV-XVII вв. На первом месте - спасение души, следование за Христом в Царствие Его...

Из этого мировоззрения естественно вытекало добровольное и добросовестное служение Помазаннику Божию -Великому Князю, затем Царю Московскому. Православное Царство рассматривалось как государственная форма в наибольшей степени благоприятствующая миссии Церкви Христовой - спасению душ человеческих. Отсюда уже следует забота о целости, сохранении и укреплении могущества земного Отечества; защита его от врагов внешних - иноверческих и инородческих.

Именно это миросозерцание и нашло отражение в знаменитой уваровской формулировке "Православие, Самодержавие, Народность" (в военном аналоге - "За Веру, Царя и Отечество!"). Каждый член этого известного девиза стоит строго на своем, четко обозначенном месте. Во главе угла - Вера Православная, спасительная, вводящая людей в Царство Небесное; далее - ее защитник и оберегатель (в соответствии с принципом симфонии властей, сформулированном еще Св. Императором Юстинианом) - Царь Самодержавный; и, наконец, оплот ее (веры) - земное Царство, со становым хребтом его -Народом Русским. Любое перемещение одного из сочленов этого триединства приводит к разрушению всей его структуры.

Эта стройная система народных религиозно-государственных воззрений постепенно, с появлением и утверждением в России западных идей, размывалась, подтачивалась и заменялась утвердившейся в Западной Европе в XVI-XVII вв. абсолютистско-протестантской идеологией. В соответствии с ней, власть Монарха почиталась совершенно неограниченной (в отличие от принципов Русского Самодержавия, предполагающих высокую религиозность Государя, понимающего высоту своей миссии и ответственность перед Господом), даже и в церковном отношении. Тезис "Государство - это я", выдвинутый французским королем Людовиком XIV и успешно внедрявшийся в жизнь европейскими монархами, попал на русскую землю и принес свои плоды в виде упразднения патриаршества и провозглашения "Духовного регламента" Императора Петра I, превратившего Церковь Христову в один из государственных департаментов. Конечно, русский менталитет быстро преобразовал это "министерство религии" в Св. Синод, но по первому сочлену нашей мировоззренческой триады был нанесен сокрушительный удар. "Вера Православная" на весь XVIII в. была "задвинута" в конец девиза.

"Царь Самодержавный", выдвинувшийся как бы на первое место в нашем девизе вскоре также подвергся ревизии с внедрением в России новой партии западных идей, известных под именем "просвещения". Завезли их наши же победоносные войска, освободившие Европу от владычества Наполеона. Государь, рассматривавшийся просто в качестве неограниченного светского правителя потерял в глазах "просвещенного общества" значение Помазанника Божия, носителя некой сакральной идей. Прямое следствие этого - постановка вопроса о замене "плохого" Царя "хорошим", а затем и мысль об улучшении государственного устройства путем упразднения Монархии. Над этим усердно размышляли "лучшие умы" России на протяжении всего XIX в. К чему привели их размышления мы слишком хорошо знаем.

Именно на этом этапе на первое место в русском девизе встало Отечество. Более того, оно как бы превратилось в некий идол, прямо попирая одну из заповедей Божиих - "не сотвори себе кумира" (Исх. 20,4), которому все общество упоенно воскуряет фимиам. Именно во имя Отечества, для блага Отечества и на славу Отечеству вершилась российская революция. Вспомним, что Февраль творился именно под патриотическими лозунгами. Тут, кстати, уместно напомнить откуда появился сам этот термин - "патриотизм". Как известно, во время т.н. Великой Французской революции именно "патриоты" боролись с роялистами и "аристократами". Тогда и появился идол Отечества, в жертву которому нужно принести веру, долг, честь...

Итак, для пользы Отечества была уничтожена власть Помазанника Божия, для той же цели впоследствии совершился Октябрьский переворот, установился режим "военного коммунизма", проводились расказачивание, раскулачивание, наполнялся народом ГУЛаг и т.д., и т.п. Заметим, что и антибольшевистское Белое движение проходило именно под лозунгом защиты Отечества - "Великого, Единого и Неделимого", а отнюдь не Веры Православной и Царя Самодержавного (не в этом ли причины его сокрушительного поражения?!). Наконец, уже в наше время во имя возрождения Отечества совершаются новые реформы.

Но самое прискорбное в том, что сегодня идол Отечества поднимается на щит людьми, которые провозглашают своей идеологией старые традиционные святорусские начала. Сколько встречаешь монархистов (!) заявляющих, что их "цель - возрождение Отечества, в Монархия - лишь средство для этого" и считающих Православие не более, чем "традиционной русской религией". И опять повторюсь, суть не в том, что любовь к Родине это плохо, а в том лишь, что она должна занимать в нашей идеологии положенное ей место, вслед за Православной верой и верностью Помазаннику Божию.

М. КУЛЫБИН

“Монархист”, № 36, 1998

 

 

К КАТАЛОГУ ЛУЧШИХ ПУБЛИКАЦИЙ

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ











Монархистъ

Copyright © 2001   САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ОТДЕЛ РОССИЙСКОГО ИМПЕРСКОГО СОЮЗА-ОРДЕНА
EMAIL
- spb-riuo@peterlink.ru

Хостинг от uCoz