ЛУЧШИЕ ПУБЛИКАЦИИ

001-small.gif (28228 bytes)

К КАТАЛОГУ ЛУЧШИХ ПУБЛИКАЦИЙ

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ

 

Протоиерей Михаил АРДОВ

(“Монархист”, № 35, 1998)

 

ФАЛЬШИВАЯ СИМФОНИЯ

 

Греческое слово “симфония” в русском языке означает не только определенный музыкальный жанр и вообще гармоническое сочетание звуков, но и благотворное сосуществование и взаимодействие государства и Христианской религии, а точнее говоря, союз Империи и Церкви.

Этот союз зародился в 313 г. по Р.Х., когда Римские Императоры Константин и Лициний опубликовали свой знаменитый эдикт о веротерпимости, который ставил Христианство в ряд государственных культов. Совершенствуясь и видоизменяясь, “симфония” просуществовала более шестнадцати веков до того самого дня, когда в феврале 1917 г. изменники и заговорщики — генералы с думскими политиканами — вынудили Императора Николая II подписать акт об отречении от Престола.

Самое понятие “симфонии” в этом смысле слова было сформулировано в VI веке Императором Юстинианом Великим (VI Новелла): “Всевышняя благость даровала человечеству два величайших дара: священство и царство. Первое (священство, церковная власть) заботится о божественных делах, а второе (царство, государственная власть) заботится о прочих предметах человеческой жизни. Поэтому, ничто не лежит так на сердце царей, как честь священнослужителей и истина Догматов, <...> (итак) цари да будут по правде управлять вверенным им государством и да будет полное согласие (“симфония”) между ними и священством во всем, что служит на пользу и благо человеческого рода. Поэтому мы прилагаем величайшее старание к охранению истинных догматов Божиих и чести священства”.

Но, повторяю, “симфония” существовала на земле лишь до 1917 г. Большевики, захватившие власть в России, поставили своей целью не только уничтожение Церкви, но и “полное отмирание религиозных предрассудков” (Программа РКП(б), 1919 г.). Однако же, “воинствующие безбожники” прекрасно понимали, что достигнуть этого в обозримом будущем невозможно, а потому, решились с помощью тайной агентуры “направить церковь по такому пути, какой был им нужен” (это выражение заимствовано нами из секретного доклада начальника VI отделения ГПУ от 22 мая 1924 г.).

Увы, в 1927 г. большевикам удалось существенно приблизиться к этой цели. Заместитель патриаршего местоблюстителя митрополит Сергий (Страгородский) опубликовал свою печально известную Декларацию, где высказывал солидарность с безбожным режимом и отрицал гонения, которые были воздвигнуты на христиан.

С этого момента большевики меняют свою тактику в деле удушения Церкви. Преследования прежде всего обрушиваются на тех иерархов и клириков, которые выражают свое несогласие с линией митрополита Сергия. В книге Льва Регельсона “Трагедия Русской Церкви” мы находим такое свидетельство, относящееся к концу двадцатых годов: “Арест епископов происходил следующим образом: агент ГПУ являлся к епископу и ставил ему следующий вопрос: “Как вы относитесь к декларации митрополита Сергия (Страгородского)?” Если епископ отвечал, что он ее не признает, то агент заключал: “Значит, вы контрреволюционер”. И епископ арестовывался”.

Итак, с 1927 г. начался новый этап в сосуществовании большевистского режима и вполне подчинившийся ему части Российской Церкви. В конце концов, во время II Мировой войны между коммунистами и подвластными им церковниками было заключено некое подобие конкордата. В 1943 г. Сталин лично принял трех митрополитов. Тиран беседовал с ними весьма приветливо и высочайше разрешил “выборы” нового патриарха (на каковую должность и был назначен доказавший свою преданность Сергий (Страгородский). Вот при таких, весьма сомнительных обстоятельствах и появилась на свет та церковная юрисдикция, которая именует себя “Московским патриархатом” и ныне претендуют на то, чтобы быть единственной и полноправной наследницей всей многострадальной Российской Церкви.

Длительное сосуществование сталинской (да и постсталинской) тирании с сергианской патриархией никак нельзя назвать словом “симфония”. Цели преступного режима не только не совпадали с христианскими идеалами, но были решительно им противоположны: коммунисты в те времена не скрывали своей всегдашней задачи искоренения религии вообще и замены ее собственным “научным мировоззрением”. Для справедливой характеристики этого небывалого в историй сговора церковников и безбожников скорее всего подходит иное греческое слово — “симбиоз”, т.е. по объяснению словаря — “сожительство организмов разных видов, приносящее им взаимную пользу”.

Итак, в 1943 г. Сталин разрешил учрежденный им Московской патриархии вполне легальное существование. Именно тогда начали вновь открываться некоторые из оскверненных безбожниками храмов, появились духовные школы, стал выходить церковный журнал. За это иерархам и клирикам предписывалась не только лояльность по отношению к преступному режиму, они были обязаны восхвалять советскую власть и пропагандировать ее “достижения”, как внутри страны, так и за рубежом, на т.н. “международной арене” (все мы помним, например, затеянную в свое время большевиками гадкую И крикливую “борьбу за мир”, в которой патриархия играла одну из первых скрипок).

В обмен на такую поддержку “воинствующие безбожники” делали существенные послабления послушным иерархам и клирикам, награждали их солидными подачками. Высшему духовенству предоставлялись Особняки и дорогие автомобили, их подкармливали дефицитной едой, их лечили в больницах; предназначенных лишь для высокого начальства. А кроме того преданным режиму церковникам разрешали бесконтрольно распоряжаться значительными суммами, которыми располагали богатые приходы и целые епархии.

Подобный “симбиоз” продолжался вплоть до памятного нам всем 1991 г. Как известно, в 1917 г. большевиков поначалу почти никто всерьез не воспринимал. Они появились как бы из небытия и в считанные месяцы овладели Россией. В начале 90-х годов коммунисты продемонстрировали нам еще один трюк в этом роде — исчезли с политической сцены столь же внезапно, как когда-то появились.

В те дни Московская иерархия поначалу чувствовала себя, как пес, потерявший хозяина... Однако, оглядевшись, церковники заметили, что старые дружки-коммунисты вовсе никуда не скрылись, а лишь слегка перекрасились, наименовались “демократами” и восседают все в тех же начальственных кабинетах... И главное — о, радость! — теперь они декларируют иную цель - не искоренение религии, а наоборот, — “духовное возрождение”.

И вот в стране открываются храмы и монастыри, разрешена и поощряется “христианская благотворительность”, власти помогают восстанавливать поруганные христианские святыни... Мало того, мы видим Московского патриарха, целующегося с Президентом, и первые лица государства стоят со свечками в Елоховском соборе. Человек наивный может вообразить, будто в России возродилась былая симфония.

Но - увы! - между тем, что было, и тем, что есть теперь — дистанция огромного размера. Российские Государи (при всех недостатках, свойственных некоторым из них) были бесспорно людьми православными, верующими. Нынешние наши властители верят только в силу денег, а религия для них служит лишь средством создания патриотического имиджа и получения дополнительных голосов. Главным предметом попечения наших казнокрадократов является отнюдь не то, что провозгласил Император Юстиниан, — “честь священнослужителей и истина догматов”, вовсе не “польза и благо человеческого рода”, а безудержное стремление пробыть у власти как можно дольше и за это время как можно более обогатиться. Вот что скрывается за бесконечными разглагольствованиями о продолжении реформ, пути к рынку, правах человека, социальной справедливости, борьбе с коррупцией и т.п.

И как в былые времена Кремлю с готовностью подпевает Московская патриархия. Последний архиерейский собор призывает христиан к “активному взаимодействию с властью разных уровней в делах, полезных для Церкви и всего народа, особенно в сферах миротворчества, благотворительности, решения социальных проблем, сохранения и развития культурного наследия, заботы об общественной нравственности” (ЖМП, № 4 '97).

И это вместо того, чтобы гласно обличать сановных взяточников и воров, вместо того, чтобы осуждать порнографию и культ насилия, бороться с растлением малолетних, громко требовать введения цензуры...

В богатом наследии, которое оставил прекрасный поэт и духовный писатель А. С. Хомяков, есть работа под названием “Сущность западного Христианства”. Там между прочим высказывается суждение, которое прямо касается затронутой нами темы: “Есть какая-то глубокая фальшь в союзе религии с социальными треволнениями; стыдно становится за Церковь, до того низко упавшую, что она уже не совестится рекомендовать себя правительствам и народам, словно наемная дружина, выторговывающая себе за усердную службу денежную плату, покровительство или почет. Что богач требует себе обеспечении для своих устриц и трюфелей, что бедняку хотелось бы вместо черствого хлеба несколько лучшей пищи — все это естественно и даже, может быть, вполне справедливо в обоих случаях, особенно в последнем; но разрешение этого рода задач — дело разума, а не веры. Когда Церковь вмешивается в толки о булках и устрицах и начинает выставлять на показ большую или меньшую свою способность разрешать этого рода вопросы, думая этим засвидетельствовать присутствие Духа Божьего в своем лоне, она теряет всякое право на доверие людей”.

Но “доверие”, как известно ни в карман, ни, тем паче, в швейцарский банк не положишь. А тут, в обмен на поддержку, нынешние властители России позволяют лукавым и сребролюбивым иерархам участвовать в нефтяном и алмазном бизнесе, учреждать банки, наживаться на беспошлинной торговле табаком и алкоголем.

И что печальнее всего, именно фальшивая эта “симфония” — теснейший союз и “деловое партнерство” с казнокрадократами — лишают Московскую иерархию возможности выполнять то, чего так настоятельно требует от Церкви наше бедственное время: стать силой, возглавляющей возрождение России — и духовное, и патриотическое.

В 1997 г. патриархия получила от Кремля очередное, весьма существенное поощрение — ее официально объявили первенствующей Церковью, что теперь и закреплено в новом законе “О свободе совести и религиозных объединениях”. В этом позорном документе полноправными признаются лишь те объединения и общины, которые официально существовали в 1982 г. т.е. были дозволены андроповским КГБ. Закон недвусмысленно дает нам понять, что и в стране, и в официальной Церкви погоду делают все те же бюрократы, что управляли в прежние, “застойные” времена и при том эти люди еще имеют наглость утверждать, будто их циничный сговор никак не нарушает конституционный принцип равенства всех религий. Полтораста лет тому назад замечательный русский мыслитель П. В. Киреевский писал: “Равенство всех вер значит ни что иное, как угнетение всех вер в пользу одной, языческой: веры в государство”.

Увы! — человек именующийся “патриархом Московским и всея Руси”, тот, кто прилюдно целуется с казнокрадократами и восседает рядом с ними на абсурдных и непристойных, торжествах, уже исполняет роль первосвященника той самой “языческой веры в государство”.

Протоиерей Михаил АРДОВ

Москва, ноябрь 1997 г.

“Монархист”, № 35, 1998

 

К КАТАЛОГУ ЛУЧШИХ ПУБЛИКАЦИЙ

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ











Монархистъ

Copyright © 2001   САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ОТДЕЛ РОССИЙСКОГО ИМПЕРСКОГО СОЮЗА-ОРДЕНА
EMAIL
- spb-riuo@peterlink.ru

Хостинг от uCoz