ЛУЧШИЕ ПУБЛИКАЦИИ

001-small.gif (28228 bytes)

К КАТАЛОГУ ЛУЧШИХ ПУБЛИКАЦИЙ

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ

 

Лев ВОЛОХОНСКИЙ

(“Монархист”, № 31-32, 1996)

 

ПРОФСОЮЗЫ И ГОСУДАРСТВО

 

В любом обществе неизбежно противоречие интересов наемных работников и работодателей. Основной функцией любой профсоюзной организации является отстаивание интересов входящих в нее трудящихся. В случае конфликтов между профсоюзами и работодателями арбитром всегда выступает государственная власть. Она же устанавливает законы и регулирует социально-экономические отношения в обществе. Поэтому профсоюзам отнюдь не безразлична форма государственного устройства. В разных общественно-политических системах у них разные возможности и условия для выполнения своих функций. Нет смысла рассматривать конкретные ситуации в конкретных странах. Разберем лишь теоретические возможности профсоюзов при различных принципах государственного устройства.

ТОТАЛИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО практически не дает профсоюзам никакой возможности защищать интересы наемных работников. В таких обществах профсоюзы становятся частью государственного аппарата. Теоретически государства, где не все промышленные предприятия национализированы (например, в национал-социалистической Германии), оставляют профсоюзам некоторую возможность функционирования в частном секторе. В странах же, где огосударвствлению была подвергнута вся промышленность (например, в СССР), профсоюзам не предоставляется даже теоретических возможностей как бы то ни было действовать, поскольку в коммунистическом “государстве рабочих и крестьян” и власть, и собственность “принадлежат народу” и, следовательно, каждый гражданин считается одновременно работником, работодателем и государством. Противоречия же между этими “ипостасями” благополучно разрешаются “слугами народа” -партийно-государственной номенклатурой.

АВТОРИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО теоретически относится к профсоюзам в зависимости от идеологической концепции диктатора или олигархии, находящихся у власти. Возможны самые разные подходы; от полного запрета деятельности профсоюзных организаций (как в некоторых странах третьего мира) до попытки построить с их активным участием корпоративное государство (как в Испании Франко или Португалии Салазара). Практически при любом авторитарном режиме на решение конфликтов между наемными работниками и работодателями оказывают влияние идеологические установки власти и интересы правящей элиты.

ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ ГОСУДАРСТВО теоретически предоставляет профсоюзным организациям все мыслимые и немыслимые возможности и права для действенной защиты прав рабочих. Практически государственная власть находится в руках людей, представляющих интересы той или иной группа работодателей, постоянно борющихся между собой (на выборах гражданину предоставляется право проголосовать по сути за одну из двух или нескольких финансово-экономических групп, которая, в случае победы ее ставленника, получит режим наибольшего благоприятствования и основную часть государственных заказов). Борьба этих интересов не может не отражаться на разрешении государственной властью конфликта между профсоюзами и работодателями. В этой ситуации неизбежна коррумпированность профсоюзных лидеров и их вовлечение в борьбу корыстных интересов. Особое место занимает христианско-демократическая социальная концепция, рассматривающая предпринимательство не только как средство обогащения, но, прежде всего, как создание материальных ценностей для обеспечения достойной жизни всем членам общества. Но на практике, эта вполне благоприятная для деятельности профсоюзов теория, находится в полнейшей зависимости от того, в какой степени разделяют ее работодатели.

МОНАРХИЧЕСКОЕ ГОСУДАРСТВО. Нет резона рассматривать современные европейские монархии, в рамках которых могут существовать самые различные системы управления государством. Сами же Государи, зачастую, к решению социальных проблем отношения практически не имеют. Есть смысл говорить лишь о Монархии Самодержавной, где Монарх формирует государственную власть, устанавливает законы, регулирует социально-экономическую жизнь страны. Теоретически Самодержавная Монархия является наиболее благоприятной формой государственного устройства для действенного функционирования профсоюзных организаций. Самодержавный Государь, по самой природе своей власти, не зависит ни от одной из политических, сословных или социальных групп населения. Поэтому он может формировать государственную власть, способную быть беспристрастным арбитром для разрешения любых конфликтов, возникающих при столкновении различных групповых интересов, в т.ч. и конфликтов между наемными работниками и работодателями.

Идеальной моделью взаимоотношений рабочих, работодателей и государства можно считать участие Императрицы Екатерины II в разрешении конфликта на Краснопольской бумагоделательной мануфактуре Санкт-Петербургской губернии, где в 1777 г. возникла забастовка с требованиями повышения зарплаты и улучшения условий труда. Вопрос был решен в пользу рабочих лично Государыней. При этом был заключен первый в истории колдоговор, согласно которому, в частности, рабочие получили:

- компенсацию в размере 12 тыс. рублей;

- ежемесячно 20% дохода от произведенной бумаги;

- 4 сажени дров ежемесячно каждому;

- ежемесячная номинальная зарплата, в случае простоя из-за нехватки материалов;

- право выбирать бригадиров и систему бригадного самоуправления.

Нелишним будет отметить, что этот колдоговор не остался на бумаге, а реально действовал. Также Екатериной II было разработано первое в России рабочее законодательство, причем этот кодекс в такой степени ограничивал самоуправство работодателя, что его переиздание и распространение в промышленных странах Запада было запрещено, а сам он признавался подрывным и революционным.

Естественно, что практика всегда далека от идеала, но ко времени царствования Николая II российское рабочее законодательство надежнее других защищало интересы наемного работника. Президент США Тафт в 1912 г. признал: “Ваш Император создал такое рабочее законодательство, каким ни одно демократическое государство похвастаться не может”. А президент Франции Пуанкаре, посетивший Россию в 1914 г., назвал русское рабочее законодательство “социалистическим” (разумеется, в смысле надежности защиты рабочих интересов).

Усилить государственное рабочее законодательство организованным профсоюзным движением - такую попытку предпринял известный жандармский полковник С. Зубатов, который в конце ХIХ - начале ХХ в. создавал под своим покровительством рабочие организации, из которых надеялся со временем развить профсоюзы. По мысли Зубатова, эти профсоюзы должны были законными средствами бороться с работодателями за улучшение жизни рабочих. Причем особое внимание уделялось развитию православной духовности, образованию, культуре, развитию кооперации. В разработке зубатовской идеологии и в непосредственной просветительской работе принимали участие крупнейшие ученые России, такие как мыслитель и публицист Л. Тихомиров, академик И. Янжул, профессор Х. Озеров и др. Духовное окормление осуществляли епископ Парфений Можайский и архимандрит Анастасий (Грибановский), будущий первоиерарх Русской Зарубежной Церкви.

К сожалению, эти профсоюзы не получили достаточно широкого распространения в рабочем движении Империи. Инициатива была перехвачена демагогами и преступниками из партий “левого крыла”, под влиянием которых трудящиеся, вместо отстаивания своих собственных интересов, были вовлечены в борьбу за власть красных политиканов. Последовавшая за этим катастрофа, из которой наша страна по сей день не выбралась, общеизвестна.

Говорят, что только последний дурак наступает на одни и те же грабли дважды и тем не менее сегодня, когда в России появляются зачатки новых профсоюзов, большая часть из них от возникновения политизирована. Все они возглавляются политиканами или действуют как придатки политических структур. К счастью, пока они не в состоянии вовлечь в свои дела более или менее значительное количество трудящихся и, соответственно, не имеют почти никакого влияния. Катастрофа 1917 г. произошла в стране, государственные принципы и правовые установления которой были максимально благоприятны для людей наемного труда. Страшно подумать, что может случиться в нашем нынешнем посткоммунистическом беспределе, если рабочие и их лидеры не осознают, в чем на самом деле заключаются их коренные интересы и не научатся бороться за них, а не за чью-то власть.

 

Лев ВОЛОХОНСКИЙ

Москва, 12 июля 1995 г.

 

ОБ АВТОРЕ

 

Лев Волохонский - член Совета Представителей Свободного Межпрофессионального Объединения Трудящихся (СМОТ - старейший из ныне существующих независимых профсоюзов). Принимал участие в антикоммунистической борьбе, в 1978 г. вошел в руководство новообразованного СМОТ. В 1979 г. арестован и осужден по ст. 190 ч. 1 (“Распространение заведомо ложных измышлений, порочащих советский государственный и общественный строй) на 2 года лагеря общего режима. После освобождения в 1981 г., продолжил независимую профсоюзную деятельность и уже 1982 г. был вновь осужден по ст. 70 ч. 1 (“Агитация или пропаганда, проводимая в целях подрыва или ослабления советской власти...”) на 5 лет лагеря строгого режима и 4 года ссылки. Выпущен на волю в 1987 г. по “горбачевской амнистии”. Принял активное участие в воссоздании СМОТ, практически разгромленного КГБ. Участвует в издании Информбюллетеня СМОТ (с 1990 г. - редактор); с 1993 г. редактирует журнал “Синдикаты. Проблемы профсоюзов”. В 1989 г. участвовал в деятельности Комиссии по вскрытию места захоронения и исследованию предполагаемых останков убиенных Членов Императорской Семьи. В 1988-1992 гг. принимал участие в издании самиздатовского журнала “Российские Ведомости”. Занимается теоретическими разработками и практикой независимого профсоюзного движения России.

 

“Монархист” № 31-32, 1996

 

К КАТАЛОГУ ЛУЧШИХ ПУБЛИКАЦИЙ

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ











Монархистъ

Copyright © 2001   САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ОТДЕЛ РОССИЙСКОГО ИМПЕРСКОГО СОЮЗА-ОРДЕНА
EMAIL
- spb-riuo@peterlink.ru

Хостинг от uCoz