ЛУЧШИЕ ПУБЛИКАЦИИ

001-small.gif (28228 bytes)

К КАТАЛОГУ ЛУЧШИХ ПУБЛИКАЦИЙ

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ

 

В. ФИЛИМОНОВ

(“Монархист”, № 29, 30, 31-32, 1995)

ЛЕВ ТИХОМИРОВ КАК ПРИМЕР ДЛЯ РУССКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ

Кажется, давно уже подмечено, что характеристика, которую один великий человек дает другому, зачастую в неменьшей степени может быть отнесена к нему самом). Л. А. Тихомиров, определяя в своей работе "Русские идеалы и К. Н. Леонтьев" славянофильство как "первую попытку русской мысли сформулировать, что такое русский человек" и отмечая, что "работа русского самосознания на славянофильстве не остановилась", называет в качестве бесспорных имен, уже тогда вошедших в историю русского самосознания, Каткова, Достоевского и Данилевского. "В числе их, - продолжает Тихомиров, - ждет своего признания К. Н. Леонтьев. И, конечно, когда он будет вполне понят, он будет поставлен на одно из первых мест". Представляется несомненным, что в числе первых должен быть и сам Тихомиров.

В нынешнем году исполняется 90 лет со времени выхода в свет его капитального труда "Монархическая Государственность" (по праву называемого "библией монархиста"). Но это лишь "информационный повод" для написания данного очерка - жизнь и деятельность крупнейшего идеолога русской национальной идеи стоят того, чтобы о них вспоминали и вне связи с какой-то круглой датой.

 

1. Грех.

 

"Советский энциклопедический словарь" (изд. 1937 г.) сообщает о нем следующее: Тихомиров Лев Ал-др (1852-1923), рев. народник, публицист, впоследствии ренегат. Чл. кружка "чайковцев", "Земли и воли", Исполкома "Народной воли", ред. народовольч. изданий, с 1882 предст. Исполкома за границей. Позднее отошел от рев. деятельности. В 1888 подал прошение о помиловании. По возвращении в Россию (1889) - монархист".

По сути, все правильно - если опустить двусмысленность "ренегата" и несоответствие подробного описания первой половины жизни Тихомирова и замалчивания второй.

Но и о начале жизненного пути Льва Александровича можно добавить некоторые подробности. Несмотря на скудость сведений, все же известно, что родился он 19 января 1852 года на Кавказском побережье Черного моря, в военном укреплении Геленджик, в семье военного врача. По окончании курса Керченской Александровской гимназии, осенью 1870 г. поступил на медицинский факультет Московского университета, пойдя по стопам отца, Александра Александровича, который в свое время, вопреки родительской воле, после окончания семинарии поступил не в Духовную академию (предки Тихомирова по отцовской линии были священнослужителями), а в Военно-медицинскую.

Меньше чем через год 19-летний Лее Тихомиров уже член кружка Н. Чайковского (т.н. "чайковцы" - крупнейшая в начале 70-х гг. XIX в. революционная организация, руководителю которой было едва ли 20 лет). "С ранней юности, - вспоминал впоследствии Тихомиров, - я усвоил себе... миросозерцание, которое тогда господствовало в "прогрессивных" слоях русского общества. Как и все, я воспринял эти взгляды еще тогда, когда не имел никаких самостоятельных наблюдений жизни, никакой самостоятельности критики, да не имел еще и достаточно созревшего для работы ума... Как и все зараженные "прогрессивным" мировоззрением я узнал жизнь сначала по книгам".

В те поры его популярность среди кружковцев обуславливалась, в основном, авторством "Сказки о четырех братьях" - нечто вроде переложения в прозе некрасовской поэмы "Кому на Руси жить хорошо", тем же псевдонародным стилем, с тем же указанием на главных врагов мужика - Царя, попов и помещиков, и с нескрываемым призывом к бунту.

Затем "изучение жизни по книгам" продолжилось в Петропавловской крепости. В 1873 г. в Петербурге, куда он приехал "на пропаганду), Тихомиров был арестован наряду со многими другими юными революционерами. В ожидании суда (известного как "процесс 193-х") он провел в заключении более четырех лет.

Сегодня в правых кругах стало модно говорить об излишней мягкости Самодержавия по отношению к революционерам-заговорщикам!.. Но кто знает, как бы сложилась судьба Тихомирова, если бы первое и единственное наказание суда не было для него столь символическим - высылка под административный надзор по месту жительства родителей.

Однако пока его действия не предвещали ничего хорошего. Освобожденный в январе 1878 г., он в октябре того же года скрывается от надзора полиции и переходит на нелегальное положение.

В "Земле и воле" Тихомиров уже довольно зрелый и главное, активный революционер, заслуживший подпольную кличку Тигрыч. Идеолог бунта и террора, он входит в состав редакции издания "Земля и воля", одно время даже являясь главным редактором. После образования в 1879г. "Народной воли" Тихомиров вместе с печально знаменитыми С. Перовской, А. Желябовым, А. Михайловым и др. составляет Исполнительный комитет партии. Он редактирует партийный печатный орган, готовит программные документы. В частности, он считается автором последней редакции программы Исполкома "Народной воли", где были и такие слова; 'Террористическая деятельность, состоящая в уничтожении наиболее вредных лиц правительства, в защите партии ог шпионства, в наказании наиболее выдающихся случаев насилия и произвола со стороны администрации, правительства и т.п., имеет своей целью подорвать обаяние правительственной силы давать непрерывное доказательство возможности борьбы против правительства, поднимать таким образом революционный дух народа и веру в успех дела и, наконец, формировать годные к бою силы" В этой же программе и социализм и "свобода, равенство и братство", и "демократический политический переворот, как средство социальной реформы", и даже: "всякое средство, ведущее к цели, мы считаем дозволительным".

От женитьбы на Перовской Господь Бог его уберег, и летом 1880 г. Тихомиров обвенчался с Екатериной Дмитриевной Сергеевой

Вскоре Исполнительный комитет приступил к разработке плана цареубийства, участием в подготовке к которому запятнал себя и Тигрыч. Видимо, благодаря особым способностям к конспирации он оказался единственным из старых руководителей "Народной воли", избежавшим ареста после 1 марта 1881 г. Уже через несколько дней после совершившегося злодеяния, 10 марта, Тихомиров от имени Исполкома разгромленной партии обращается к новому Император) - Александру III - с ультимативной прокламацией: "Ваше Величество! Кровавая трагедия, разыгравшаяся на Екатерининском канале, не была случайностью и ни для кого не была неожиданной... Окидывая беспристрастным взглядом пережитое нами десятилетие, можно безошибочно предсказать дальнейший ход движения, если только политика правительства не изменится... Страшный взрыв, кровавая перетасовка, судорожное революционное потрясение всей России завершит этот процесс разрушения старого порядка. Из такого положения может быть два выхода: или революция, совершенно неизбежная, которую нельзя предотвратить никакими казнями, или добровольное обращение верховной власти к народу...". Пол обращением власти к народу понималось не больше, не меньше, как Учредительное собрание. Сам К. Маркс назвал авторов письма (он не знал, что автор один) "реальными политиками".

После такого циничного демарша Тихомиров пробовал воссоздать организацию, но безуспешно. Наконец, оставив двух дочерей на попечение родителей, он вместе с женой отправляется за границу. Там он сходится с П. Лавровым, и они пытаются организовать группы из эмигрантов для руководства революционным движением в России. Тихомиров редактирует "Вестник Народной Воли" (с 1883 по 1886 гг. вышло шесть номеров), принимает и инструктирует начинающих "народников''. "За исключением, может быть, Лаврова, не было ни одного человека, кому "радикальная" молодежь верила более, нежели мне", - не скрывал он впоследствии. "Если мы отбросим все наговоры и неточности, - писал Тихомиров В. К. Плеве (тогда - сенатор и товарищ министра внутренних дел) 7 августа 1888 г, остается все-таки факт, что в течение многих лет я был одним из главных вожаков революционной партии, и за эти годы, сознаюсь откровенно, сделал для ниспровержения существующего правительственного строя все, что только было в моих силах".

И тем не менее, всю свою жизнь после 1888 г. он посвятил борьбе с теми идеями, которым он отдал первые 17 лет своей "общественной" деятельности.

 

 

2. Покаяние

 

Почему о Льве Тихомирове до сих пор не написан роман? - восклицает в начале своего очерка автор наиболее полной биографии ведущего теоретика монархической идеи В. Маевский. - Если бы Достоевский прожил еще несколько лет, ему не удалось бы уйти от соблазна этой темы. Лев Тихомиров не только исключительно интересный образ смятенной души, не только яркая жизнь, но именно тема, замечательная фабула..."

Опубликование Тихомировым в 1888 г. брошюры "Почему я перестал быть революционером" произвела сенсацию. Еще бы: находящийся в эмиграции известный революционер-террорист, убежденный противник "царизма" вдруг становится его сторонником. Не очень умные бывшие "товарищи" даже приписывают совершившееся сумасшествию Тихомирова. Вот, к примеру, разглагольствования В. Фигнер: "Постоянное напряжение воли, столкновения в среде эмигрантов и революционные несчастья, постигавшие в России и за границей все начинания, в конец расшатали его нервы... В этом состоянии отчаяния и распада все суеверия его предков, запрятанные в темных закоулках бессознательного, выплывают из глубин, оживают и завладевают им: он больше уже не атеист, он ищет Бога, ищет указания с небес... Он положительно болен - психически болен...".

Между тем, в статье, вызвавшей далеко не однозначную реакцию в самых широких кругах интеллигенции, Тихомиров вполне здраво объясняет причины своего перерождения. Он "перестал быть революционером", потому что революция - что разрушение, потому что она направлена не на благо России, потому что она предполагает терроризм, потому что революционное миросозерцание чуждо реальности. Наконец, потому что процветание России возможно только при Монархии.

"Всякий русский человек, - писал Тихомиров, должен признать установленную в России власть и, думая об улучшениях, должен думать о том, как сделать их с Самодержавием, при Самодержавии". Он пришел к выводу, что России необходима именно сильная монархическая власть - в связи с "не законченными национальными задачами и с множеством внутренних неудовлетворенных запросов".

Недавний "идеолог бомбы" осознает, что терроризм воспитывает полное презрение к обществу, к народу, к стране; воспитывает дух своеволия, несовместимый с нормальным общественным устройством, и так определяет теперь суть идеи террора - "анархическое всевластие личности и презрение ко власти общества". "У нас это революционное разрушение составляет веру, надежду, обязанность каждого доброго радикала. Все, что есть бунт, протест, ниспровержение - рассматривается как нечто полезное, содержащее зерно прогресса".

Обращаясь к истокам российского революционного движения, Тихомиров четко определяет родство революционеров-радикалов с русскими либералами. Позже чти идеи он разовьет в своей работе "Начала и концы. Либералы и террористы", а пока утверждает лишь, что именно либералы плодят революционеров в России, плодят "не своими ничтожными программами, а пропагандой своего общего миросозерцания". Посему, отвергая идеи революции, Тихомиров, будучи последовательным в выводах, отвергает и идеи либерализма, плюрализма, парламентаризма и т.п. -отвергая следствие, отвергает и причины.

Тихомиров понял еще одну интересную вещь: Фантазерское состояние ума, обычное во всем среднем образованном кругу нашем, достигает высшего выражения у революционеров... Действительность всецело рассматривается сквозь призму теории... В русском способе мышления (говорю об интеллигенции) характерны две стороны: отсутствие вкуса и уважения с факту, и наоборот: безграничное доверие к теории, к гипотезе, которая радует, давая кажущееся понимание явлений без утомительного напряжения ума, неизбежного при обобщении фактов".

Патриотическое чувство и русский идеал - с одной стороны, космополитизм революционной идеи и ее стремление к разрушению - с другой. Выстроенная

таким образом дилемма дала ему возможность определить, на чьей он стороне. Духовная родина русских революционеров - Европа - не была его родиной, как не была ей и столь любимая революционерами Россия будущего, в которой не останется ничего русского. Жизнь во Франции и Швейцарии, личные наблюдения, а не голые теории, позволяли Тихомирову сделать правильный и честный выбор в пользу русского идеала, который он понимал гак: "не разделение, а союз: союз людей с Богом, Государства с Церковью и братский союз людей между собой".

Его размышления о русской интеллигенции в той же степени справедливы но отношению к современникам Тихомирова, как и к нынешним ее представителям: "Историческая трагедия нашей интеллигенции именно состоит в том, что она, по рассудку, по книжным идеалам своим, оторвана от Отечества, а то внутренней психологии, неистребимо говорящей (душе человека, все-таки связана с тысячелетнею историей его. От этого противоречия стала не только бесплодна, но и разрушительна ее работа, которая ей теоретически кажется "освободительною", практически не освобождает, а только подрывает, разрушает, деморализует народ. Отсюда постепенно растущая неврастеничность самой интеллигенции, отсюда ее легкая решимость на самые страшные преступления... Таким-то образом трагедия алкания добра и свершения зла, стремление освободить русскую личность и русский народ и, вместо того, погружение их в деморализацию и порабощение, минутное сознание внутренней нелепости своей работы и припадки сумасшедшей самоуверенности - все это тянется из поколения в поколение во взаимных отношениях интеллигенции и России... И нет из этого исхода до сих пор".

И самое важное в духовном прозрении Тихомирова он постиг, что для русского интеллигента-радикала революция есть предмет веры, поскольку Православная вера потеряна. Сам Тихомиров после длительного перерыва переступил порог храма летом 1888 г., посетив посольскую церковь в Париже. Это был первый шаг к покаянию, трудный шаг. "Я давно туда тянулся... Но я боялся и стыдился. Я - отверженец, я - враг своего народа, - как я пойду сюда... Когда раздалось пение молитвы, мне стало страшно, - я думал, что у меня разорвется сердце. Скажу прямо: с детства я не плакал и не умею плакать, и презираю его. и не верю плачу... Но у меня тут спазмы охватили горло, - мне хотелось упасть и рыдать от горя и счастья, от стыда за свое блужданье, от восторга видеть себя в Церкви...".

Про Тихомирова нельзя сказать: переменил свои взгляды. Ничего он не менял. Своих взглядов, своих собственных, у него до того почти и не было. Было стремление к истине, желание найти правду, справедливость. "Я не отказался от своих идеалов общественной справедливости. Они стали только стройней и ясней". "Я уверовал правдою... Это старинная правда не моя, не такая, которую я бы выдумал, а правда православная в духовном отношении и правда органического развития в политическом".

Он считал, что основы ухода в революцию были заложены в школе, а отход от бунтарства был предопределен родительским воспитанием. "Эти годы воспитания сумели все-таки подарить мне некоторую индивидуальность. которую потом не смог вполне стереть даже поток передовых идей, затопивший наше поколение... Вполне сложившиеся идеи общественного порядка и твердой государственной власти издавна отличали меня в революционной среде; никогда я не забывал русских национальных интересов и всегда бы сложил голову за единство и целость России '.

Вслед за выходом а свет брошюры "Почему я перестал быть революционером" и вызванной этим травлей со стороны революционеров-эмигрантов; Тихомиров в сентябре 1888 г. подает прошение о помиловании на Высочайшее Имя. В декабре он получил прошение и разрешение Императора Александра III вернуться на родину (более 30 ссыльных и 10 эмигрантов, последовавших его примеру, также были прошены). В начале 1889 г. Тихомиров приехал в Россию и первое, что сделал по приезде, - явился ко гробу Императора Александра II помолиться об отпущении своих грехов.

Деятельность Тихомирова-революционера завершилась покаянием. Жизнь Тихомирова-монархиста - с покаяния началась.

 

3. Искупление

 

До конца августа 1890 г. Тихомиров с матерью жил в Новороссийске, куда из-за границы прибыла и его семья. В июле состоялось Высочайшее повеление об его освобождении из-под административного надзора, и с сентября Лев Александрович поселяется на постоянное жительство в Москве.

Вторая половина жизни этого незаурядного человека, как мы уже говорили, явилась полной противоположностью первой. Тихомиров предстает здесь перед нами как ярчайший представитель консервативной идеологии, автор многих брошюр и статей, доказывающих разрушительность революционных идей и бесцельность террористических актов, сторонник эволюции. Трибуной его политических выступлений была одна из ведущих монархических и националистических газет того времени "Московские Ведомости", сотрудником, а затем и редактором которой он был.

Наиболее важные и принципиальные статьи, опубликованные на страницах "Московских Ведомостей" и "Русского Обозрения", позднее издавались отдельными брошюрами. Среди них "Земля и фабрика". "Начала и концы. Либералы и террористы", "Духовенство и общество в современном религиозном движении". "Демократия либеральная и социальная", "Конституционалисты в эпоху 1881 года", "Знамение времени Носитель идеала", "Единоличная власть кик принцип государственного строения" и др.

Последнее из упомянутых сочинений стало как бы прологом к главному, капитальному труду Тихомирова, вышедшему и 1905 г. - "Монархической Государственности" (автор сам признается и предисловии, что, где можно, вводит отдельные отрывки из "Единоличной власти..." и свое новое исследование, "при надобности, их перерабатывая".

Необходимо отметить, что, несмотря на высокую оценку и одобрение со стороны высших правительственных кругов (даже обычно сдержанный на похвалы К. П. Победоносцев не преминул выразить свое единомыслие с Тихомировым), его книги не имели широкой читательской аудитории в интеллигентских кругах. Левые не читали их из-за своей политической зашоренности. а правые - в силу излишней уверенности в незыблемости монархического строя в России - полагали излишним давать ему идеологическое обоснование.

Некоторые изменения произошли после революционных событий 1905 г. Растерявшееся общество осознало свою безоружность перед смутой, что заставило вспомнить о Тихомирове как об общепризнанном эксперте и знатоке революционных дел. Лев Александрович стал желанным гостем в правых политических кругах, где к его мнению стали прислушиваться особенно. Вновь стали читать и перечитывать его статьи и книги. Выход в свет "Монархической Государственности" только укрепил авторитет ее автора среди консерваторов.

Книга эта имеет довольно замечательную историю. Тираж 1905 г. был настолько невелик, а содержание настолько не отвечало "духу времени", что когда, уже в эмиграции, группа русской монархической молодежи задумала осуществить переиздание "Монархической Государственности", после четырехлетних поисков удалось найти лишь один экземпляр в библиотеке Британского Музея. И все же в 1923 г. этот труд обрел вторую жизнь. Затем было издание 1968 г., осуществленное Российским Имперским Союзом-Орденом (при деятельном участии кн. С. С. Белосельского-Белозерского), и, наконец, в наши дни, в 1992 г. "Монархическая Государственность" стала доступна читающей публике в России (вновь благодаря переизданию книги Имперским Союзом-Орденом, на сей раз в С.-Петербурге). Впрочем, все эти переиздания также отличались крайней малотиражностью.

Главный труд Тихомирова, несмотря на свою внешне вроде бы партийную тему, в силу научно-объективного содержания и задачи к партийной литературе не принадлежит никоим образом. "Монархическая Государственность" - не агитационная книга и для целей пропаганды, наверное, подходит мало. Автор ставил своей целью не апелляцию к чувствам человека, а проведение чисто научного фундаментального анализа исторического и политического опыта Монархии, и поэтому его исследование чрезвычайно ценно именно для выработки монархического миросозерцания.

"Предмет предлагаемой книги, - пишет Тихомиров в предисловии, - составляет принцип Монархической власти, его сущность и условия его действия. Но для того, чтобы выяснить как существо, так и условия возникновения и действия его - я должен был предварительно обрисовать общие основы государственности". "Монархическая Государственность" и по объему, и по сугубо научному изложению, и по абстрактному сухому языку, конечно, требует не чтения, а изучения - нужно взять на себя немалый труд, чтобы вслед за автором проследить, установить и уяснить как факторы, влияющие на происхождение монархического принципа, так и элементы, составляющие его содержание. В отдельные главы выделяет Тихомиров исследования Римско-Византийской государственности и государственности Русской, а последняя часть книги посвящена описанию условий действия монархического принципа - т.е. дает "очерк монархической политики".

Глубокое понимание Православия и искренняя вера звучат во всех мыслях Тихомирова относительно значения Церкви в государственном строительстве. Столь же высокое и ясное понимание Самодержавия (которое в отличие от абсолютизма и деспотии Тихомиров считал "чистой монархией") в качестве формы Верховной Власти, основанной на духовной стороне человеческого существа, на выполнении долга, а не на осуществлении права.

По Тихомирову, человек - как в церковных, так и в гражданских отношениях - ищет подчинения своей воли и свободы не другому человеку, но высшему принципу справедливости и правды, Господу Богу. Только в этом случае возможно полное добровольное подчинение, поскольку и Царь, и Патриарх, и всякий верноподданный (или гражданин) служат одному и тому же идеалу. Сам убежденный монархист, Тихомиров все же не был склонен считать, что монархический образ правления для всех народов и во все времена является наилучшим - он утверждал, что каждая нация имеет свои собственные пути культурного и в том числе государственного развития.

"Власть в обществах и государствах, - отмечал он, - является только в виде монархии, аристократии или демократии... Необходимо признать все эти три формы власти особыми, самостоятельными типами власти, которые не возникают один из другого... Это совершенно особые типы власти, имеющие различный смысл и содержание. Переходить эволюционно один в другой они никак не могут, но сменять друг друга по господству могут. Смену форм Верховной Власти можно рассматривать как результат эволюции национальной жизни, но не как эволюцию власти самой по себе... Сами по себе основные формы власти ни о каком эволюционном отношении между собой не находятся. Ни один из них не может быть назван ни первым, ни вторым, ни последним фазисом эволюции. Ни один из них, с этой точки зрения, не может быть считаем ни высшим, ни низшим, ни первичным, ни заключительным...".

Чрезвычайно интересен и представленный Тихомировым в "Монархической Государственности" анализ самой сущности и целей государственности. Удивительно веско и аргументирование развенчивает он общегражданскую теорию Жан-Жака Руссо, на которой основано большинство государств современности (с недавних пор и Россия). Ее место призвано занять то, что Тихомиров называет "социальным строем", т.е. весь сложнейший комплекс подлинных жизненных отношений между гражданами, составляющими общество и государство (являющееся завершением общества).

"Почему же в качестве верховной власти выдвигается то монархия, то аристократия, то демократия?" - задается вопросом Тихомиров. Почему сегодня в России после формального падения большевизма восторжествовала пока демократия? - зададим вопрос и мы, и попытаемся найти ответ у Тихомирова.

Внутренний смысл трех основных типов Верховной Власти автор "Монархической Государственности" трактует следующим образом:

"Демократия выражает доверие к силе количественной.

Аристократия выражает преимущественное доверие к авторитету, проверенному опытом: это есть доверие к разумности силы.

Монархия выражает доверие, по преимуществу, к силе нравственной"

Эти тезисы Тихомиров разворачивает более подробными заключениями, дающими недвусмысленный ответ на наш вопрос. Итак, когда устанавливается демократическая форма правления? "Если в обществе не существует достаточно напряженного верования, охватывающего все стороны жизни в подчинении одному идеалу, то связующей силой общества является численная сила, количественная, которая создает возможность подчинения людей власти даже в тех случаях, когда у них нет внутренней готовности к этому. Это первый, элементарный фазис дисциплины...".

Господство аристократии, “лучших людей” появляется, когда “всеобъемлющие идеалы не сознаются достаточно ярко всеми, но при этом, все-таки, в народе имеется вера в существование разумного закона общественных явлений”.

“Если, наконец, в нации жив и силен всеобъемлющий идеал нравственности, всех во всем приводящий к готовности добровольного себе подчинения, то появляется Монархия, ибо при этом для верховного господства нравственного идеала не требуется действия силы физической (демократической), не требуется искания и истолкования этого идеала (аристократия), а нужно только постоянное выражение его, к чему способнее всего отдельная личность, как существо нравственно разумное, и эта личность должна лишь быть поставлена в полную независимость от всяких внешних влияний, способных нарушить равновесие ее суждения с чисто идеальной точки зрения”.

Даже эти небольшие отрывки свидетельствуют и о глубине мысли Льва Тихомирова, и о его бесспорно цельном мировоззрении, столь редко сегодня встречающемся у политических и общественных деятелей.

Однако от очерка идей, изложенных в "Монархической Государственности", вернемся к судьбе автора этой замечательной книги. События революции 1905-1907 гг. ненадолго заставили национально-мыслящие политические круги обратить внимание на Тихомирова - как мы уже говорили, более как на специалиста по революционным делам, чем как на крупного идеолога русского национализма. Вскоре имя его (как и имена других видных мыслителей правого толка, в отличие от Тихомирова, и сию пору неизвестные даже и среди монархистов) вновь стало забываться.

Между тем, своими трудами, при их более широком распространении безусловно принесшими бы огромную пользу еще той, Императорской, России, Тихомиров безусловно искупил грехи юности, и не его вина, что надвигавшаяся российская катастрофа не была предотвращена.

Его беззаветную службу России, его стремление к обоснованию и пропаганде монархического образа правления по заслугам оценил и Государь Император Николай II. В бытность П. А. Столыпина министром внутренних дел, Тихомиров был Высочайше пожалован чином статского советника и назначен членом Совета министра внутренних дел; несколько позднее он был Высочайше награжден золотой табакеркой; в 1907-1908 гг. Тихомиров - член Предсоборного Совещания (готовившего созыв Поместного Собора Православной Российской Церкви).

Революции 1917 г. - и первую, и вторую - Лев Александрович, без сомнения, отверг. О последних годах его жизни мы, к сожалению, знаем очень мало - судя по всему, преклонный возраст заставил его отказаться от активного участия о политической жизни. Известно, что скончался он в октябре 1923 г. в Сергиевом Посаде, под сенью Троице-Сергиевой лавры. И кажется промыслительным, что именно и этот год в эмиграции состоялось первое переиздание "Монархической Государственности" - переиздание, благодаря которому великий труд великого русского патриота Льва Александровича Тихомирова и по сей день служит России!

 

В. Филимонов

“Монархист”, № 29, 30, 31-32, 1995

 

К КАТАЛОГУ ЛУЧШИХ ПУБЛИКАЦИЙ

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ











Монархистъ

Copyright © 2001   САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ОТДЕЛ РОССИЙСКОГО ИМПЕРСКОГО СОЮЗА-ОРДЕНА
EMAIL
- spb-riuo@peterlink.ru

Хостинг от uCoz