ЛУЧШИЕ ПУБЛИКАЦИИ |
|
||
Евгений ЛУКАШЕВСКИЙ (“Монархист”, № 27-28, 1995) НЕПОТРЕБНЫЙ ПРАЗДНИКПрошел еще один день, накрепко связанный с традициями непотопляемой Совдепии. “День весны, цветов, любви и т.п.”. Проще, очередное 8 марта. Как выяснилось – самый крепкий советский праздник, ибо он “с честью” выдержал испытание на прочность. Насколько быстро были дискредитированы “великий Октябрь” и “радостный Первомай”, не говоря уж о славной сталинской, а затем брежневской конституции, настолько упорно не хочет исчезать псевдопраздник с гордым названием Международный женский день. Название столь же гордое, сколь и нелепое, поскольку международным он уже давно не является, и иностранцы очень удивляются нашей привязанности этой дате. Не только коммунисты, но и демократы, и “патриоты” активно отстаивают его, ссылаясь на то, что это просто сложившаяся (когда?) традиция, не имеющая никакого политического подтекста, и, в конце концов, дань уважения женщине. Посмотрим, насколько эти утверждения соответствуют истине. Традиция эта, прямо скажем, не носит ореола седой древности. Международный день работниц, а именно это название является исконным и правильным, был учрежден на Копенгагенском конгрессе II Интернационала в 1910 году по инициативе Клары Цеткин. Той самой замечательной Клары, которая два десятилетия спустя по всем правилам парламентской игры, передаст свое председательское кресло в рейхстаге “доброму, толстому Генриху”, “наци №2” - Геренгу, а сама уедет в Москву на свои пышные похороны у Кремлевской стены. По замыслам Клары, Розы, Надежды, Инессы и прочих “работниц” в этот день отнюдь не предполагалось дарить женщинам цветы, целовать им руки, преподносить на счастье мраморных слоников и открытки с надписью “люби меня, как я тебя” и вообще заниматься всякими буржуазными глупостями. Нет. В этот день работницы (настоящие) должны были стройными рядами выйти на улицы, желательно “под нагайки и пули”, чего, к счастью, ни разу не случилось, и во весь голос заявить о “своих правах”. В чем заключались сии права, работницы отчетливо себе не представляли, но на улицы время от времени выходили. Один такой выход имел самые роковые последствия, прежде всего для женщин России.Это случилось 8 марта, а по старому стилю 23 февраля (самое подходящее время для “праздника цветов”) 1917 года. Дни стояли тревожные. Шел четвертый год войны. Впервые стала ощущаться нехватка продовольствия в Петрограде. Этому способствовали снежные заносы на железных дорогах, а еще больше паника, которую сеяли революционные смутьяны с улиц и из Государственной Думы. 23 февраля подстрекаемые эсерами и большевиками (которые воспользовались отъездом Государя в Ставку), напуганные растущей дороговизной и предполагаемой нехваткой хлеба, измученные затянувшейся (отнюдь не по вине Государя) войной, женщины выходят на улицы. К ним присоединяются бастующие рабочие, а также кучка всякого рода бездельников и просто уголовных элементов. Так начался процесс планомерного и быстрого нарастания беспорядков, вызвавший брожение в войсках, уже достаточно разложенных революционный агитацией, и приведший к трагической дате 2/15 марта, дате отречения Государя от Престола, за которым последовал полный развал армии и фактическое поражение России в войне, экономический крах, рост бандитизма, пошлая керенщина, большевистский переворот и, как страшный финал, - самое жестокое и кровавое в истории цареубийство, после которого России уже не было возможности спасения.Таким образом, праздник этот имеет весьма серьезную, но малопочтенную политическую и идеологическую основу. Впрочем, долгие годы он не входил в число великих большевистских праздников, по значимости своей болтаясь где-то между днем Парижской коммуны и днем большевистской печати. Во всяком случае, нерабочим днем он не был. Таковым его сделал великий демагог Брежнев в “славные шестидесятые”. Этим самым он как бы вдохнул в него вторую жизнь. 8 марта вошло в шестерку “красных дней календаря”, заняв в ней не последнее место. И вот здесь хотелось бы остановиться на другом важнейшем моменте – что дает женщине этот, с позволения сказать, праздник? Совместим ли он с нашей теперешней жизнью или является позорнейшим анахронизмом? Для начала заметим, что “праздник весны и любви” приходится чаще всего на начало Великого поста. Тут комментарии излишни. Далее: “день цветов” отмечается тогда, когда цветов или еще нет, или, как в настоящее время, они безумно дороги, что очень ощущается на семейном бюджете, т.е. прежде всего на самих женщинах. Сам день 8 марта, как правило, протекает довольно спокойно. Нет ни денег, ни здоровья, ни желания. Все было вчера. Фактически праздник происходит накануне. День делится на две части. В первую половину рабочего дня бегают по магазинам и накрывают столы. Затем начинается вакханалия, сопоставимая только с завершающей частью ленинских коммунистических субботников. Напиваются, подчас до скотского состояния, все – и мужчины, и, особенно, женщины. Ни один даже советский праздник не имеет такой грязной пьяной традиции, как этот, если так можно выразиться, женский день. Возникает законный вопрос: что же, следует лишить женщин их единственного праздника в году? Отнюдь нет. Женские праздники были на Руси всегда. Это, прежде всего, Богородичные праздники от Благовещения до Покрова, дни осенних свадеб. Это Неделя Жен-Мироносиц – неделя весенней радости после Поста и светлого Воскресенья Христова. Вот когда женщин следует осыпать цветами. Можно было бы выделить как День русской женщины – день святой равноапостольной княгини Ольги, первой русской святой (24 июля н.ст.). Неофициально днем памяти всех усопших матерей мог бы стать день Успения Пресвятой Богородицы. В конце концов, можно найти по-настоящему весенний или летний день, не связанный с позорной традицией, и определить его как женский праздник. Предвидим негодование со стороны многих “традиционалистов”. Что же, расставаться со старым всегда непросто. Но думается, что чем раньше будут расставлены все точки над “ i”, чем быстрее мы освободимся от старого хлама, тем легче Россия вернется на свой настоящий исторический путь.Евгений Лукашевский “Монархист”, № 27-28, 1995
|
||
|