ЛУЧШИЕ ПУБЛИКАЦИИ

001-small.gif (28228 bytes)

К КАТАЛОГУ ЛУЧШИХ ПУБЛИКАЦИЙ

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ

 

Михаил АЛЕКСАНДРОВ

(“Монархист”, № 7, 1991)

 

ЗНАМЯ КОНСТАНТИНА

 

В 326 году от Рождества Христова в Римской Империи произошло событие, отмеченное Церковью как один из Великих праздников. Императрица Елена, мать Императора Константина Великого, совершает по поручению сына путешествие в Иерусалим с целью основания храма на месте страданий, смерти и воскресения Спасителя, а также имея намерение разыскать Крест, на коем Он был распят. Обретенная святыня воздвигается для всенародного поклонения. Крест вновь возвышается на Голгофе, на этот раз не как орудие смерти, а как знамя победы.

День Воздвижения Креста Господня хронологически стоит последним в ряду двенадцати Великих церковных праздников. Он как бы завершает евангельскую историю Божественного домостроительства человеческого спасения; завершает ее обращением ко Христу царства земного. “Царство не от мира сего” воплотилось в земных формах. Тем самым этот церковный праздник затрагивает проблемы, от решения которых во многом зависят судьбы мировой цивилизации.

Распятие Спасителя и Воздвижение - две вехи в истории человечества, отмеченные знаком Креста. Между ними почти триста лет - целая эпоха, называемая Эрой Мучеников, крестный путь Церкви Христовой. Слова Спасителя “возьми крест свой и следуй за Мной” были исполнены буквально. Но Крест Христов - это смерть победившая смерть, как и кровь мучеников - семя Церкви, и даром она не проливается. Сознанием этого исполнены пророческие слова священномученика Аполлинария о будущем распространении Христовой веры по всей вселенной и воцарении христианских царей (Четьи-Минеи, июль, 23 день). И вот прежний гонитель, гордый Рим, склоняет венценосную главу перед орудием позорной казни презираемого прежде “галилеянина”. В 313 году Миланский Эдикт Императора Константина не только объявляет о прекращении гонений, но и провозглашает христианскую государственной.

Видимым поводом для этого акта, ставшего событием вселенского значения, явилась победа Константина над узурпатором Максенцием. Накануне битвы Император узрел в полуденном небе видение Креста, изображенного звездами, и надпись “Сим победиши”. Константин повелел изобразить знак Креста на знаменах, щитах, оружии. Узурпатор был разбит и, спасаясь бегством, утонул в реке Тибр. Эта первая бранная победа под знаменем Креста открыла новую страницу мировой истории - период христианской цивилизации, называемый Эрой Константина.

Конечно, торжество христианства было подготовлено длительным процессом. Еще за сто лет до Миланского Эдикта Тертуллиан Карфагенский писал: “Вчерашние мы, а все уже ваше наполнили: города и острова, дворцы, народное собрание, самые лагери, трибуны, дворец Императора, сенат, форум... Только храмы оставили мы вам”. И Константин понял главную причину этого успеха: соответствие христианского взгляда на мир с гармонией и миропорядком, лежащими в основе римского государства; и, с другой стороны, глубокую потребность общественной жизни в новых духовных импульсах. Он увидел в христианской вере не угрозу имперской государственности, а, напротив, средство ее укрепления на новых духовных основах и стимул к благотворному перерождению. Еще отец его Констанций Хлор, называл христиан лучшими подданными. Появление Креста на знаменах римской армии было закономерно: просмотрев жития святых мучеников того времени мы увидим, что чуть ли не половина их числа - римские солдаты и офицеры, в том числе и знаменитые сорок мучеников Севастийских.

Но наиболее ясно и конкретно христианское отношение к власти, к государственному порядку, изложено в учении Свв. Апостолов: “Итак, будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро” (1 Петр. 2,13-14); “Начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отомститель в наказание делающему злое. И потому надо повиноваться не только из страха, но и по совести” (Римл. 13,4-5).

То есть Св. Писание учит, что земная власть есть творение Божие на благо человека и является неотъемлемой частью Божественного миропорядка. Слова Апостолов относятся к языческому государству, подвергавшему в то время христиан преследованиям. Апостолы указывают на главное - на богоугодную сущность самого института власти. Пресечение зла, ограничение преступной воли человека, ограждение добра - таковы атрибуты власти от Бога. Кроме того, римское государство отличалось наиболее совершенной правовой системой, до сих пор служащей общепризнанным образцом, и именно на этом в большой степени держалось господство Рима над многими народами. Но рационалистическая система римского права нуждалась в “дыхании жизни”, без которого она вырождалась в безблагодатный механизм насилия и рабства. И благодать одухотворила закон; страх уступил место совести. Церковь Христова - евангельская “малая закваска” - преобразовала систему человеческих отношений в обществе. В наибольшей степени органическое единство римского права и канонов Церкви было достигнуто в царствование великого Юстиниана, в созданном им своде законов, известном в России как “Номоканон”.

Чего же стоят в связи с этим попытки преподнести под именем “христианства” всякого рода антиобщественные, анархические настроения, непротивленчество и пацифизм. Достаточно сказать, что собор епископов 306 года (еще до Миланского Эдикта!) подверг отлучению уклоняющихся от военной службы. Широко известные слова Спасителя “отдавайте кесарево кесарю” означают ни что иное, как Божественное повеление исполнять гражданский долг.

То, что учение Свв. Апостолов о власти следует понимать именно так, как изложенно, а отнюдь не в смысле “всякая власть об Бога”, как часто утверждается из политических соображений, подтверждается святоотеческим толкованием. Святитель Иоанн Златоуст писал: “Неужели всякий начальник поставлен от Бога? - не то говорю, у меня теперь речь идет не о каждом начальнике в отдельности, а о самой власти. Существование властей, причем одни начальствуют, а другие подчиняются... все это я называю делом премудрости Божией. Поэтому Апостол не сказал, что нет начальника, который не был бы поставлен не от Бога, но рассуждая вообще о существе власти, говорит: “несть власть, аще не от Бога, сущие же власти от Бога учинены суть” (Римл. 13,1). Власть, как Божественное установление, есть по существу своему добро. Как и всякое другое Божие создание обладающее свободной волей, оно может отступить от указанного ей назначения и превратиться в свою противоположность, т.е. во зло”. И это сказано уже при христианских императорах!

Если власть является таким же Божественным установлением, как и Церковь, то самым естественным принципом их взаимоотношений может быть только наиболее тесное сосуществование и взаимодействие. И период христианской государственности - Эра Константина -характеризуется именно таким неслиянным и нераздельным единством Церкви и государства, называемым “симфонией властей”, во всей полноте воплотившимся в Православной Монархии. Все признаки ее мы находим уже в царствование Константина; главный из них -воцерковление самой власти, ибо только познав своего Творца, власть, как и всякая тварь, может в совершенстве исполнить свое назначение. Великий Константин обратил римский меч и римское право на служение правде Божией. Быв призван, как и Апостол Павел, из числа гонителей, он принес свои таланты, то, чем обладал, к ногам Спасителя. Святого Константина, как и мать его святую Елену, Церковь именует Равноапостольными. Этого звания сподобились многие государи, продолжавшие миссию Апостолов. Когда ко Христу стали обращаться целые страны и народы, то и апостольское дело стало вершиться на другом уровне, в несравненно более широких масштабах. Средством проповеди становились возможности государства и его авторитет.

Воля Великого Константина сыграла существенную роль в организации I Вселенского Собора, утвердившего Символ Веры - основную формулу православного вероучения. Собор был созван по инициативе Императора, желавшего положить конец богословским спорам и возникшему на этой почве нестроению и ереси. Церковь также нуждалась в силе, водворяющей мир и единомыслие. И Собор предложил право решающего мнения Императору. Догмат о Божественной сущности Христа - основа основ христианской веры -был провозглашен волею Равноапостольного Константина. Дух Святый говорил его устами и избрал его державную власть своим орудием.

Таковы духовные, а также исторические основы Православной Монархи - сосуществование в единении Церкви и государства. Темные силы, властвующие над миром путем всяческих разделений, объявили это злом. Оградить государство от влияния Церкви, а Церковь лишить государственной защиты от безбожников и богохульников - такая схема разработана за кулисами мировой политики и успешно претворяется в жизнь, рано как и пресловутое “разделение властей”, в точном соответствии с евангельскими словами: “Всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит” (Мф. 12,25). Абсолютной ценностью провозглашается свобода - сама по себе, в частности, свобода слова - главное орудие растления и обмана. Для тех, кто опять же пытается увязать все это с христианством, напомним слова Апостола: “Такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей, - как свободные, не как употребляющие свободу для прикрытия зла, но как рабы Божии” (1 Петр. 2,15-16). Именно этими словами руководствовались в своих действиях царственные преемники апостольских трудов -благочестивые императоры Константин, Феодосий, Маркиан, Юстиниан, предоставившие свою власть и могущество на служение истине и заграждавшие уста нечестивым. Давно пала под ударами иноверных Византийская империя. Православное Царство, как духовная субстанция, воплотилось в Российском государстве, ибо “дух дышит, где хочет” (Иоан. 3,8). Православный Русский Витязь оступился и был повергнут наземь, Знамя Константина, выпавшее из его рук, стали тут же усердно затаптывать и оплевывать. Объявили не только о конце Константиновской Эпохи, но и о том, что это - великое благо, как для общества, так и для Церкви; что наступила новая эра в истории христианства. То есть шаги антихриста слышны явственно. Зарево “новой эры” охватило полнеба. С падением Православного Царства не осталось силы, удерживающей зло, грозящее затопить весь мир. Христианский долг велит противостоять силам тьмы и хаоса. Преграда мировому злу - Православная Империя - должна быть восстановлена. Крестоносное Знамя Святого Константина - знамя победы над обнаглевшим узурпатором - да осенит христианский мир в противоборстве темным полчищам взбунтовавшихся христоубийц.

 

Михаил Александров

“Монархист”, № 7, 1991

 

 

К КАТАЛОГУ ЛУЧШИХ ПУБЛИКАЦИЙ

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ











Монархистъ

Copyright © 2001   САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ОТДЕЛ РОССИЙСКОГО ИМПЕРСКОГО СОЮЗА-ОРДЕНА
EMAIL
- spb-riuo@peterlink.ru

Хостинг от uCoz